Печать
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Рецензия на кинофильм Андрея Звягинцева "Левиафан"

После появления известного, а теперь уже и даже скандального, кинофильма Андрея Звягинцева "Левиафан" на просторах Интернета, стремительно начало расти число пользователей, просмотревших этот фильм, а вместе с ним и число отзывов. Спектр отзывов очень широк - от крайне положительных до крайне отрицательных. Так как меня этот фильм тоже впечатлил, то и я решил отметиться своим откликом, а заодно и поделиться торрент-файлом для скачивания фильма с теми зрителями, которые его еще не просмотрели.

Сразу скажу, что фильм оставил неоднозначное впечатление. Мне кажется, я понял почти все, что, как художник, Андрей Звягинцев хотел донести до зрителей. В центре картины вечная история противостояния простых людей и "сильных мира сего". История обычного человека Николая, живущего с семьей в доме, построенном еще его предками в очень живописном месте города, ставшем объектом повышенного интереса со стороны мэра этого города. Проблемы, описанные в фильме, являются в общем типичными для нашего государства, хотя, положа руку на сердце, наверняка и не только для нашего - пересечение интересов простого человека с интересами человека, обладающего властью и деньгами, и способного с помощью этой самой власти и денег решить очень многое. Что в фильме и происходит. И нельзя сказать, что отъем нужного участка земли под строительство особняка/торгового центра/дороги/церкви происходит каким то незаконным способом. Все по закону. Просто законы такие, что их можно трактовать как угодно: "закон что дышло, куда повернешь, туда и вышло". Или, как еще говорится - друзьям - все, врагам - закон. Так и в этой универсально истории, которая в действительности могла и может произойти в любой стране мира. В основу фильма положена кстати реальная история о сварщике Марвине Джоне Химейере, произошедшая в США в штате Колорадо, у которого новые владельцы цементного завода решили выкупить мастерскую, расположенную на их территории и не придя к мирному соглашению попросту отобрали её, огородив забором.

Главные герои фильма Николай и Лилия в исполнении Алексея Серебрякова и Елены Лядовой

Особенность Звягинцева заключается еще и в том, что он умудряется в одном фильме переплести как бы несколько отдельных сюжетов, связывая их незримыми нитями. И каждый сюжет несет в себе свою какую-то мысль, заставляющую думать и сопереживать. Так и в этом фильме. С главной сюжетной канвой, связанной с противостоянием с властью переплетаются одновременно и сложные человеческие взаимоотношения: мачеха и пасынок, армейский друг главного героя, ставший и любовником его жены, инспектор ДПС - друг главного героя, оказавшийся в общем то положительным человеком, которому не чужды такие человеческие чувства как жалость и сострадание. Образы героев фильма получились очень жизненными - не сугубо положительными и не крайне отрицательными, такими, какими являются все люди, у которых есть и положительные качества и отрицательные. Лишь их пропорции относительно друг друга определяют качество каждого человека и принадлежность его к святым или злодеям. Недаром фильм и назван "Левиафан" и сама тема дьявола и искушения к злодейству является в общем то центральной в этом фильме. Даже главный отрицательный персонаж в фильме - мэр города, имеющий много грехов в прошлом и связи с криминальным миром показывается не этаким "доктором зло", а самолюбивым и заносчивым человечком, тем не менее понимающий свои прошлые грехи и пытающийся их отмолить путем строительства новых церквей и обширных пожертвований. Пытающийся даже своего сына учить правильным истинам и наверняка искренне считающим, что сам он теперь именно им и следует.

Не однозначно показывается в фильме и церковь, давая основания верующим к нападкам на фильм. И основания эти есть, хотя хотел бы здесь может и вступиться за Звягинцева. В фильме проводится как бы разграничение: вот есть церковь официальная - митрополит или архиепископ, обедающий за одним столом с властьимущими, участвующий в принятии каких то важных решений на уровне области или города. Все это в обстановке красиво и дорого обставленных церковных интерьеров, сверкающих золотом и серебром. И хотя этот митрополит говорит в общем правильные вещи, но в контексте фильма они выглядят как то двояко и как намек на решения, которые могут трактоваться уже как неправедные. И есть обычный сельский священник, живущий так же как 90 процентов населения России, проповедующий не мэрам и губернаторам, а простому народу. Именно эти священники искренни и несут какую то истину через проповеди и духовную помощь нуждающимся в ней. И это действительно как две разные церкви. Митрополит как бы олицетворяет то негативное, которое многие наши, особенно либеральные, оппозиционеры связывают с именем РПЦ - страсть к дорогим автомобилям, шмоткам, слабому полу, храмам с отделкой под евроремонт и многому другому из-за чего Иисус Христос выгонял священников из храма. А есть другая - истинная церковь с простыми священниками, бедно живущими, служащие молебен в обычных сельских церквушках, ходящих пешком к своим прихожанам или ездящие на обычном общественном транспорте. Те, кто как отец Василий в фильме, является истинным врачевателем душ и сохраняющем душу русского народа. И все это без какого-либо пафоса и лицемерия.

Скелет синего кита. Съемки данной сцены проходили в бухте рядом с поселком Териберка расположенным на берегу Баренцева моря  в Мурманской области.

Ко всему вышеописанному добавлю теперь большую ложку дегтя - фильм правильный, но очень несвоевременный и чересчур ангажированный. В погоне за либеральными ценностями режиссер переборщил с образами, а потому к концу фильма растерял объективность происходящего. А образов и символичности в фильм Звягинцев добавил много - это и постоянный показ отрицательного персонажа фильма - мэра на фоне портрета Путина, это и чересчур отрицательный образ митрополита, как бы дающего советы мэру города, это и "не очень приятные" лица сопутствующих мэру прокурора и главы полиции города вызывающие заведомо негативную реакцию (метод, взятый из старых советских фильмов, когда на роли коммунистов брались актеры приятной наружности, а разный антисоветский элемент играли актеры с наружностью, вызывающей заведомую неприязнь), это и перегиб со сценами, оставляющими зрителя в неведении и заставляющими трактовать события крайне неоднозначно, например, финальная сцена фильма, по которой так и непонятно, построили ли на месте разрушенного дома Николая именно церковь или что то другое. Отсюда и непонятность, не церковь ли и инициировала всё то, из-за чего в конечном счете главный герой потерял все - и дом, и жену, и свободу. А на месте разрушенного дома, на месте совершенного зла построили божий храм для того, чтобы нести истину и правду в народ, веру в добро и справедливость. Как намек на то, что нельзя построить справедливое государство на крови хотя бы одного человека.

Начальник полиции города в исполнении актера Дмитрия Быковского

Не удивительно, что по данному фильму не только в Интернете, но и в обществе разгорелись нешуточные баталии. И одну из точек зрения выразил не кто иной, как министр культуры Владимир Мединский: государство не должно финансировать фильмы, которые вольно или невольно работают на разрушение государства. И я с ним согласен. В какой то степени Андрей Звягинцев тоже прав, заявляя что деньги государства народные и никто не имеет права на их полную монополию. Я же здесь приведу аналогию: государственный музей занимается закупкой хороших картин для создания экспозиций, которыми будут любоваться люди приходя в музеи. Эти картины для покупки должен кто то отбирать. Конечно покупатель от государства может быть в чем то необъективен, но он в конце концов должен руководствоваться критерием народности картин, чтобы они были интересны большинству посетителей. Недопустимо покупать за казенный счет картины каких-нибудь абстракционистов, которые понятны только самим художникам. Так и с кинокартинами. Государство, как заказчик имеет право выставлять какие то критерии для заказов на картины и критерии эти не должны быть направлены на саморазрушение государства. Это по моему аксиома. А с точки зрения демократии - никто не запрещает художнику рисовать картины для себя и продавать их самостоятельно. Так и с кинокартинами. Андрей Звягинцев как любой человек и как художник имеет право на самовыражение и свою точку зрения. Вот только государство не должно их оплачивать. Государство должно оплачивать патриотические кинофильмы - не ура-патриотические, а именно патриотические, кинокартины, поднимающие оптимизм у народа, заставляющие верить в лучшее и несущие добро или по крайней мере веру в то, что добро всегда побеждает зло. А свободному художнику никто не запрещает искать спонсоров самостоятельно, благо что среди наших либералов очень много состоятельных людей. Лучше бы эти люди вкладывали деньги в кинокартины, подобные "Левиафану", нежели бы покупали дорогие лондонские особняки, или французские замки, или футбольные клубы.

Режиссер Андрей Звягинцев с актерами Романом Мадяновым, Алексеем Серебряковым, Владимиром Вдовиченковым и Еленой Лядовой на кинофестивале в Каннах.

В качестве эпилога. Фильм Андрея Звягинцева "Левиафан" мне лично понравился. Такие фильмы не только имеют право на существование, они должны сниматься, чтобы встряхивать иногда общество, которое должно в свою очередь подтряхивать власть, которая без такой обратной связи неизбежно обленится, разжиреет и окончательно обнаглеет. Но каждому такому фильму нужно свое время. Ранее я уже упоминал о несвоевременности этого фильма именно сейчас. И это так. Фильм выпущен крайне не вовремя. В сложный для нашей страны период санкций и противостояния с Западом, данная кинокартина подобна ковшу с керосином, выплеснутому в зарождающийся пожар. Конечно кто-то возразит, что произведению искусства по барабану геополитическая обстановка в мире и что искусство находится выше государства и политиканства. Может это и так. Но тогда нечего удивляться, что свободный художник в такой сложный период времени вдруг оказывается настоящим изгоем, отвергнутым и непонятым обществом, до которого он хотел довести свою точку зрения и, возможно, сделать это общество лучше. Общество не состоит из свободных художников и не обязано понимать сложный ход чьих то мыслей. Наш народ прекрасно чувствует и понимает что ему надо и кто реально что то делает для улучшения его жизни. Я думаю, что фильм "Левиафан" получит Оскара на американском кинофестивале, как получил награду в Каннах - слишком хорошо он вписывается в тот политический ландшафт, который создается Соединенными Штатами относительно имиджа России. Получит ли он в качестве награды народную любовь в России - Большой вопрос...

P.S. Один из выдающихся режиссеров нашего времени Станислав Говорухин в 1990 году выпустил свой знаменитый фильм "Так жить нельзя". Это было кинопотрясение того времени, фильм про коррупцию, преступность, алкоголизм, бездействующую милицию, проституцию и бедность. Всю ту ржавчину, которая медленно но верно стачивала металлический каркас советской государственности. Было ли это неправдой? Нет, это была истинная правда, может быть немного ангажированная, но все её понимали и видели. Как режиссер и художник, Станислав Говорухин хотел донести до зрителя крик души: "Так жить нельзя!" И, наверное, донес. А в следующем 1991 году рухнул "великий и могучий" Советский Союз. А в 1993 году случился фактически военный переворот и небезизвестный Борис Николаевич надолго осел в президентском кресле. А в России началась такая вакханалия 90-ых, что показанное в фильме "Так жить нельзя", показалось просто мелкими проблемами и неурядицами. Может мире стало лучше от того, что развалился СССР? Нет, точно не лучше. Я уверен, что если бы СССР не развалился и остался игроком на геополитической карте мира, то не было бы бомбежек Сербии, Ливии, Сирии. Не было бы ИГИЛ. Не было бы Украины... В 2011 году в интервью газете "Комсомольская правда" Станислав Говорухин от своего знаменитого фильма отрекся и сказал про него: "Нас надули, и мало кто это понимает до сих пор. Дело вовсе не в демократах. Получилось, что мой фильм принес больше вреда, чем пользы."

Конечно глупо говорить, что фильм Станислава Говорухина развалил СССР. Это неправда. Но фильм этот точно был несвоевременный для того времени и сказать, что он не использовался в качестве знамени при саморазрушении одного из сильнейших государств мира никак не получается. Бывают вещи, о которых многие жалеют, что по их вине произошло именно так, а не иначе. Важно уметь свои ошибки признавать, и иметь волю об этих ошибках говорить.

Еще по теме:

Кинофильм Андрея Звягинцева "Левиафан". Фильм 2014 года, качество Web-DLRip, скачать торрент-файл бесплатно.Название: Левиафан
Год выпуска: 2014
Киностудия: Нон-стоп Продакшн
Длительность: 141 минута
Жанр: драма
Режиссёр: Андрей Звягинцев
Продюсер: Александр Роднянский, Сергей Мелькумов, Екатерина Маракулина
Сценарий: Олег Негин, Андрей Звягинцев
Оператор: Михаил Кричман
В ролях: Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов, Анна Уколова, Алексей Розин, Сергей Походаев, Валерий Гришко, Сергей Бачурский, Платон Каменев

Аннотация:

История обычного человека Николая, живущего с семьей в доме, построенном еще его предками в очень живописном месте в маленьком городке Прибрежный близ Баренцева моря на берегу небольшой бухты. Это место стало объектом повышенного интереса со стороны мэра. Именно вокруг этого места и разворачивается настоящая драма - история противостояния маленького человечка с огромной и непрошибаемой "системой".

Скачать с сайта торрент-файл фильма "Левиафан" (качество видео Web-DLRip)