Печать
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Об идее Святой Руси, как основе будущей идеологии России

Увлекаясь историей, все чаще поражаюсь тому, сколько аналогий современным событиям, тому что происходит в мире сейчас можно найти в прошлом. Недаром многие философские течения утверждают, что история человечества движется по спирали. С одной стороны она движется вперед - меняются исторические декорации, люди, орудия производства. Научно-техническая революция рождает новые технологии и технические устройства, о которых наши предки могли только мечтать. Но с другой стороны, в своем движении вперед, мировая история совершает витки, повторяющие так или иначе события уже имевшие место быть в далеком или не очень отдаленном прошлом. Так и старая добрая идея Святой Руси, казалось бы полностью погребенная в советские времена, снова отряхивается от пепла и пыли и выставляется на свет в наше время. Хотя никто из современных политиков или политологов не называет её так, но именно идея Святой Руси берется за основу зарождающейся современной идеологии России.

Само понятие Святой Руси первоначально появилось в древнерусской литературе - в былинах и духовных стихах. Но как некая идея, данное понятие сформировалось в XIV - XV веках, после падения под ударами турков Византии, бывшей в то время духовным центром православного христианства. Когда стало понятно, что главный оплот православия начал перемещаться в Москву, в которой находился митрополичий престол Владимирской Руси. И именно тогда заговорили о Москве, как о третьем Риме - хранительнице истинной христианской веры. И именно с этого периода времени начинается противостояние Руси со всеми другими, окружающими её странами. С одной стороны была мусульманская Орда, с другой стороны - католический Запад в лице Великого княжества Литовского, "благодаря" князю Ягайле в конце XIV века принявшего католичество, несмотря на то, что большее количество населения было православным и состояло главным образом из русичей - потомков когда то великой Киевской Руси.

Никому данное противостояние ничего не напоминает? Это ровно такое же противостояние, которое имеет место быть в наше время. Хоть внешне и выглядит все немного по другому. Но не нужно себя обманывать. Корни нынешней политической ситуации лежат там, в глубине веков. И в этом плане не изменилось ровно ничего. Мы опять противопоставляем себя агрессивному расширению мусульманства, принявшему в 21 веке уродливые формы в виде вакхабизма и ИГИЛ. И противостояние идет не только с ИГИЛ, но и с такими мусульманскими странами, как Турция, Катар, Саудовская Аравия. И также противопоставляем себя Западу, который ныне олицетворяется не одной Западной Европой, как в XIV - XV веках, а охватывает весь англо-саксонский мир, включающий в себя и Северную Америку (Канада, США) и Австралию с Новой Зеландией.

Неудивительно, что со стороны, и это очень часто озвучивается в качестве упрека нашими доморощенными либералами, мы выглядим, как совершенно одни, без друзей и союзников, выступающими против всего мира. И частично это действительно так (если не считать оставшихся трех миллиардов населения Земли, которые с нашей страной отлично сотрудничают и уважают наши интересы). И проблема здесь не в нынешней власти, как некоторые пытаются нас в этом уверить. Проблема в идеологии. За много лет существования нашего государства мы действительно превратились в оплот православного христианства во всем мире. И сербы, и армяне, и ортодоксальные христиане на Ближнем Востоке и многие другие православные во всем мире всегда с надеждой смотрят на нашу страну, ожидая поддержки и братской помощи. И наши правители лишь проводят ту внешнеполитическую линию, которую от них ожидает большинство населения России. Изменить этой линии значит изменить тому историческому пути, который наша страна выбрала еще в Х веке, приняв православие в качестве основной государственной религии.

Нынешние политические и экономические проблемы нашей страны в том, что ни Путин, ни Медведев, ни какой бы то ни было другой политик, пришедший к власти, не могут отступиться от задачи, так называемой "защиты православия", которая теперь олицетворяется в качестве защиты традиционных ценностей. В наше время противостояние православия с католичеством деформировалось немного в иное противостояние - теперь оно рассматривается как противостояние традиционных и так называемых "европейских" ценностей. Несмотря на то, что они имеют много общего, тем не менее в некоторых местах они расходятся существенно. Также, как и православие с католичеством вышли из одной религии, но некоторые спорные вопросы разделили единое христианство фактически на два враждебных лагеря. И главный водораздел сейчас проходит по традиционной гетеросексуальной семье, по отношению к религии, отношению к Отечеству. Необходимо понимать, что европейские ценности ориентированы на глобализованный мир, мир, в котором правят кукловоды мировой экономики. Тогда как традиционные ценности больше ориентированы на национальные государства, с учетом всех этнических и национальных особенностей и культурных ценностей. Поэтому можно назвать наше противостояние с так называемым "цивилизованным миром" и как противостояние с политикой глобализации мировых правящих элит. Это отстаивание своих национальных интересов перед лицом кучки людей, решающих за весь остальной мир, как ему жить, что ему делать и кто, сколько и чего должен производить и сколько зарабатывать.

Люди, призывающие отказаться от традиционных ценностей и принять за норму и безо всяких условий европейские ценности - это, на мой взгляд, люди не знающие своей истории. Или не желающие её знать. Считающие, что настоящая история была там, на Западе. А у нас так - жили как то людишки при вечном деспотизме, мучились, и другим нормально жить не давали. Поверхностно все выглядит в на Западе красиво, пока не столкнешься с фактами отъема детей в приюты только из-за того, что в момент проверки в холодильнике не оказалось апельсинов. Или пока за свою достаточно осторожную точку зрения, тем не менее ставящую под сомнение некоторые постулаты европейских ценностей, не получишь увольнения с работы или шквала критики со стороны либеральных СМИ, которые охватывают примерно 80-90% всего медиа-пространства на Западе.

Картина художника Михаила Васильевича Нестерова «Святая Русь» (1902-1906 гг).

Картина художника Михаила Васильевича Нестерова «Святая Русь» (1902-1906 гг).

Сильное развитие понятие Святой Руси получило в XIX веке. Толчком послужила сначала Отечественная война 1812 года, затем и революция во Франции. Особенно ярко эта идея проявилось у русских писателей. Понятие Святой Руси тесно связано с особой ролью русского человека, как носителя высших христианских ценностей, истины. У Федора Михайловича Достоевского это называется богоносностью. Вот что пишет Федор Михайлович по этому поводу:

"Если великий народ не верует, что в нем одном истина (именно в одном и именно исключительно), если не верует, что он один способен и призван всех воскресить и спасти своею истиной, то он тотчас же перестает быть великим народом и тотчас же обращается в этнографический материал, а не в великий народ. Истинный великий народ никогда не может примириться со второстепенною ролью в человечестве или даже с первостепенною, а непременно и исключительно с первою. Кто теряет эту веру, тот уже не народ. Но истина одна, а стало быть, только единый из народов и может иметь бога истинного, хотя бы остальные народы и имели своих особых и великих богов. Единый народ-«богоносец» — это русский народ…"

У многих людей на Западе есть сильные сомнения в богоносности русского народа. И эти сомнения сильно подпитываются западниками в нашей стране, которые чаще всего оказываются и сторонниками либеральных ценностей и идей, пришедших к нам все с той же Западной Европы. Каких только черт характера не приписывают нашему народу: и ленность, и пьянство, и рабское повиновение властям, и отсутствие свободы, и нежелание быть свободным человеком. Конечно категорически отрицать все это глупо. В большей или меньшей степени это все присутствует в нашем менталитете, так же, как можно это же все откопать и менталитетах других народов, в том числе и из числа критикующих Россию. Лучше всего такой точке зрения ответ был дан русским писателем второй половины ХХ века Дмитрием Балашовым. В его третьей книге "Вечер столетия" из серии "Святая Русь" есть такой диалог (спор иноков монастыря):
— Ну дан и мочно ли называть Русь святою, коли мы без пьяни никакого дела вершить не можем, а во хмелю способны ворогу родину продать?! — не выдержал кто-то из молодых иноков.
— А пото! Да, не безгрешны мы, никоторый из нас не свят, но сама Русь свята! Пото, што держим Христово учение без отмены, безо всяких там латынских скверн, што такие есть среди нас, как игумен Сергий (Радонежский - прим. автора), как покойный владыка Алексий, да мало ли! Что мы добры! Что русская баба накормит голодного татарина, что в избе, куда ты зайдешь напиться, тебе нальют молока вместо воды, что страннику николи не откажут в ночлеге, что среди нас всякий людин иного племени принят как равный, как гость — будь то мордвин, мерянин, чудин ли, вепс, вогул, фрязин — кто хошь! Что из Поморья, от немцев, бегут к нам, что со степи при всяком ихнем розмирье опять же к нам бегут: сколь крещеных татар ноне в русской службе! И никоторый нами не обижен! А осильнеем — поди, и всему миру станем защитою! Еще и пото Русь свята, что в православие никого не обращают насильно, что святых книг не жгут на Руси! Да, храмы, быват, и горят — дерево дак! Но нету того, чтобы с намерением жечь, как ксендзы творят на Волыни! И чужие языки мы не губим, как те орденские рыцари, за то только, что не нашей веры! Пото мы и великий народ! Пото и вера наша — вера не скорби, а радости! Наш Бог прежде всего благ! Прибежище и пристань! Ибо добром и любовью, а не страхом ставилась наша земля. Да, да! И страшен Господь, и премудр, но заглавнее — благ! Мир сотворен любовью, а не ужасом! Ты баешь — Стефан Храп. Дак Храп вон для зырян грамоту создал! Стало, у нас всяк язык славит Господа своим ясаком, а не то что латынь, тамо и не моги иначе! И — попомни слово мое! Погинет Орден — и Русь возглавит совокупное множество народов, отселе и до Каракорума, ну хоть до Сибири самой!

Все происходящие ныне события, особенно на постсоветском пространстве, очень четко укладываются в концепцию противостояния Святой Руси с окружающим посткатолическим и мусульманским миром. Как бы ни звучало банально и избито, но можно и сотый раз повторить знаменитые слова императора Александра III о том, что у России есть только два союзника - армия и флот, так же, как, впрочем, было и в XIV - XV веках. Разве что флота тогда не было. И покоя нашей стране в условиях вечного противостояния никогда не будет. Новые нападки на нас и козни будут обязательно. Где учинят новую "цветную" революцию? В Казахстане? А может в Белоруссии? При президенте Лукашенко в Белоруссии революций точно не будет, но и он не вечен. В те времена Россия выстояла, думаю и сейчас выстоит. Очень пророческими в наше время выглядят слова Дмитрия Балашева из той же книги "Вечер столетия". Отмечу, что книга была написана еще в середине 90-х годов прошлого столетия, за десятилетие до оранжевой революции в Украине и за 20 лет до переворота, в результате которого к власти пришли ярые русофобы:
"Сколь недолог срок в шесть протекших столетий! И днесь мы видим все то же гибельное раздрасие восточного славянства, еще более гибельное, ибо тогдашние православные Галича и Волыни еще не стали униатами! Видим все то же прежнее стремление католического Рима подчинить славянский Восток Европы, все ту же Польшу, выдвинутую на передний рубеж борьбы с православием (да и сам нынешний папа — поляк!). Видим все те же старания поссорить русичей друг с другом, натравить Украину, забывшую свое исконное прозывание, ибо именно она была Русью, а не владимирская «украйна», которая звалась еще Залесьем в те давние века, или украйной, окраиной великой Киевской Руси; и даже слово «великая», позже присвоенное Руси Московской, появилось как синоним слова «далекая» или «новая», на греческий манер, ибо Великой Грецией у эллинов называлась не сама Эллада, а колонизированная греками Сицилия с Южной Италией, — натравить Украину, или, правильнее, Малороссию, на Россию, дабы в братоубийственной войне восточные славяне-русичи истребили друг друга. Все повторяется! И будет повторяться, доколе стоит Россия, и очень горько станет всему миру, когда и ежели она упадет!"
И еще:
"Великим народам не прощают их прежнего величия! Враги, видя умаление их, радуются, а вчерашние друзья, обманутые в надеждах своих, начинают проклинать и тоже становятся врагами! И несть спасения таковому народу на земли!"

Нужна ли нам идеология Святой Руси, тем более, что если все наши проблемы из-за неё? Еще Лев Гумилев доказал, что менталитет народа определяется религией. Менталитет русского народа определяется православной верой. Можно спорить об ошибочности пути, что изначально лучше бы было принять католичество и тогда, возможно, мы были бы "нормальной" европейской страной. Здесь можно спорить бесконечно, в статье речь не о том. Нынешний менталитет и религия достались нам от предков и не нам их теперь осуждать. К этому факту необходимо относиться как к данности. Хотелось бы снова процитировать Балашова: "Русь, принявшая западный навычай, погибнет. Православие — это больше, чем обряд, это строй души. Обрушь его — и обрушишь саму основу русской жизни. Православная вера заключена в подражании, в следовании Христу, но не в подчинении римскому папе или иной другой земной власти. Отселе и монашеский чин, и борьба с плотию. Возрастание духовного — вот о чем главная наша забота и главный труд!"

Картина художника Михаила Васильевича Нестерова «Святая Русь» (1902-1906 гг).Картина художника Ивана Егоровича Эггинка "Великий князь Владимир избирает религию" (1822 г.). Именно тогда был предопределен выбор и путь Руси, будущей России.

Картина художника Ивана Егоровича Эггинка «Великий князь Владимир избирает религию» (1822 г.). Именно тогда был предопределен выбор и путь Руси, будущей России.

Всё чаще в последнее время слышу, что русскому обществу нужна какая то идея, чтобы иметь цель для движения страны. Чтобы был фундамент, на котором можно было бы воспитывать подрастающее поколение. В советские времена такая цель была - построение коммунизма. Но мы живем уже не в СССР (кому то к сожалению, кому то к счастью). А значит нужна новая идеология, более универсальная, не зависящая от политического строя и сменяющейся власти. Народ, не имеющий цели, дезориентирован в окружающем политическом пространстве и теряет свою самобытность. А вместе с ней и свою независимость. Сказано: "Не хлебом единым жив человек". На материальных ценностях сильное государство не построишь. Идеология - это клей, удерживающий государство от распада и внешних катаклизмов. Государственная идея задает направление движения и определяет политику. Именно идея Святой Руси отлично объясняет нынешнее поведение нашей внешней политики в Крыму и в Украине. Еще одна цитата из Дмитрия Балашова:
"Власть — обязанность, а земля, добытая в боях и куплях, неотторжимая собственность не токмо князя, но и всего русского языка. Землю никто, ни один князь, никакой другой володетель не имеет права отдавать в чужие руки, чужим государям и володетелям. Затем и надобна языку княжеская власть! Хранить отчину, землю отцов! Родовое и добытое железом добро, добытое, примысленное и потому такожде неотторжимое, ибо иначе не стоило бы и добывать его, не стоило бы и класть головы ратных мужей и смердов. Политая кровью земля заклята, запечатана великою тамгою, и проклят будь в потомках и у Господнего порога отринут будь тот, кто покусится отдать кому-нито из чужих землю народа своего! А потерянная земля, потерянная, но населенная русичами — та же Киевщина, та же Черная и Белая Русь, — та земля должна воротиться под руку своих государей. И о том должна быть непрестанная дума сменяющих друг друга властителей."

Эпилог

"Били, бьем и будем бить" агитационный плакат времен Великой Отечественной войны (1942 г.)

«Били, бьем и будем бить» - агитационный плакат времен Великой Отечественной войны (1942 г.)

Чем больше я познаю нашу историю, тем больше становлюсь славянофилом. Все больше понимаю, что нам точно не стоит перенимать у европейцев или американцев ВСЁ. Что то заимствовать из идей - да. Чему то поучиться? Тоже да. Также как и им не мешало бы чему то поучиться у нас. Но выступать в роли недоученика, заглядывающего в рот своему учителю - точно не стоит. У нас богатая история, которой стоит гордиться. У нас своя культура, свои представления о ценностях, нравится это кому то или нет. Безусловно, есть в нашей истории моменты, за которые стыдно и можно было бы извиниться перед другими народами. Но такие моменты есть у всех народов и стран. И у западноевропейцев и североамериканцев их даже поболее будет. Нет. Не им нас учить. И не нам извиняться за нашу страну и нашу историю. Свою страну надо любить, а свою историю и свой народ уважать. Только тогда у нас все будет хорошо. И за это стоит побороться, даже если нам будет противостоять весь мир.

Интересная книга Валерия Шамбарова "Святая Русь против варварской Европы":