Печать
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Почему Россия никогда не станет частью западного мира

В последнее время в обществе участились дебаты западников со славянофилами о будущем России. Если первые видят светлое будущее нашей страны исключительно в кооперации с Западом, то вторые предлагают искать свой собственный путь развития, без оглядки на страны так называемого "золотого миллиарда". Истина, как обычно лежит где то посередине, но можно сказать точно только одно - копирование западной модели построения экономики и государственного устройства для России губительно. И не только вследствие наших географических и климатических особенностей (о чем можно прочитать в статье "Почему Россия не Америка"), но, главным образом, из-за различий в менталитете между нашим народом и западным сообществом. О различиях в менталитете и мировосприятии между нами и Западом и пойдет речь в этой статье.

В первую очередь дадим определение менталитету. Согласно Википедии, менталитетом является "совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности". Понятие менталитета весьма объёмное и включает в себя взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, религиозную принадлежность и многие другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей. О природе менталитета существует множество точек зрения. Так, к примеру, Лев Николаевич Гумилев считал, что основу менталитета любого народа составляет религия. Можно добавить, что воздействие на менталитет многофакторное и к влиянию религии однозначно добавляются и географические и климатические особенности места обитания того или иного народа. Сложно сказать какую долю влияния на менталитет имеет тот или иной фактор. Но данная теория очень хорошо вписывается в текущие практические взаимоотношения нашего народа с западным сообществом (назовем его так). Под западным сообществом будем понимать страны Европейского Союза, а также бывшие европейские колонии, в основу которых легли главным образом англо-саксонская культура и мировоззрение - Североамериканские страны (США, Канада), а также Австралия с Новой Зеландией. Есть еще азиатские развитые страны, которые также входят в так называемый "золотой миллиард" - Япония, Южная Корея и другие, но там совершенно другой менталитет, сильно отличающийся и от нашего и от западноевропейского.

Касательно климатического и географического факторов влияния на менталитет, еще Андрей Паршев обратил внимание, что границы климатических поясов проходят практически по границам существующих государств. И Европейское Сообщество (ЕС) и организация НАТО, также располагаются примерно в границах государств, со сходными климатическими особенностями. И, что самое интересно, примерно по таким же границам проходит разделение между странами с православным христианством и католичеством. Конечно это неоднозначный показатель, в конце концов и в ЕС есть государства и народы с православной религией. Но какая страна сейчас является "больным местом" ЕС? Православная Греция. С какой европейской страной у ЕС "натянутые" отношения (кроме России конечно)? С Сербией. Какое государство подверглось агрессии совсем недавно - в конце 90-ых годов прошлого столетия? Православная Югославия. Есть конечно и исключения в виде Болгарии, но если внимательно присмотреться, то и у этой страны, по крайней мере у болгарского народа, есть много претензий к ЕС. В действительности, основным фактором, сильно отличающим нас от европейцев, является однозначно православное христианство вперемешку с традиционным мусульманством, доставшимся нам в наследство от монголо-татар. Кто то мог бы возразить, что западная католическая церковь не едина. Там есть не только католики, но и протестанты, лютеране, пуритане и многие другие религиозные течения. Это не совсем верно. Все эти религиозные течения выросли из одной религии. Они могут отличаться друг от друга обрядами или какими то постулатами. Но все они имеют общий корень - католическую религию. И у католика и у протестанта гораздо больше общего друг с другом, чем с православными христианами. Так же как и в православии есть свои религиозные ответвления, и Русская православная церковь отличается от Армянской, или Грузинской. И даже в Русской православной церкви есть ответвления в виде старообрядцев или хлыстов. Но у всех православных также больше общего друг с другом, чем с прихожанами любой из западноевропейской церквей.

У Александра Бушкова в свое время вычитал, об отрицательном отношении именно к православному христианству. Мол, если бы Владимир "Красно солнышко" в свое время выбрал католичество в качестве основной государственно религии, то мы бы уже давно были в составе ЕС и уровень жизни у нас был бы примерно сопоставимым со среднеевропейским. Конечно такая точка зрения имеет право на существование, хотя весьма спорная, на мой взгляд. Если бы князь Владимир Святославич в свое время принял бы решение о крещении Руси в католичество, то мир и наша страна точно были бы другими. Вот только большой вопрос, были бы они лучше? А насчет того, смогли бы мы распространиться на 1/6 часть земной суши - у меня вообще большие сомнения. Другой вопрос, нужны ли были бы нашей стране территории, которые мы так толком и не заселили. Тем более, что эти территории совсем неплодородны и находятся под воздействием резкоконтинентального климата, не позволяющего выращивать даже картофель с пшеницей.

Помимо религии с климатом и географией, еще одним немаловажным фактором, повлиявшим на наш менталитет, явилась история. Именно наша страна стала в свое время для Европы защитным буфером от нашествия татаро-монгол. И особенность истории нашей страны заключается в том, что нам пришлось выдержать натиск двух совершенно разных культур и религий. С одной стороны была католическая Европа со своими крестовыми походами, с другой стороны мусульманская (по крайней мере с XIV века) орда со своими постоянными набегами. Конечно и в Европе постоянно шли войны, но не было сложного идеологически-религиозного давления с разных сторон, как это было на Руси. Жизнь в постоянном осадном положении безусловно накладывала свой отпечаток на жизнь русского народа. Поэтому неудивительно, что современные западные санкции воспринимаются большинством населения как досадное, но не критичное для существования явление. Всё история нашей страны - это постоянная жизнь в осажденной врагами крепости. Как бы пафосно это не звучало.

В похожей ситуации в XIV-XV веках оказалось Великое княжество Литовское, которое, если можно так выразиться, "легло" под католический Запад, отказавшись от собственного пути развития и от православия. И где теперь это великое государство? Очень хорошо об этом написал Дмитрий Балашов в своей книге "Воля и власть" в 2000-ом году:

"Витовт рвался на Запад, мечтал стать польским королем вослед Ягайле. Мечты развеялись прахом. Ягайло-таки пережил брата и сумел на старости лет произвести на свет наследника своего престола. Витовт рвался на Запад, и Восток ему был ни к чему. Он не мог понять, почуять грядущего величия России. Ему не открылась великая судьба этой страны, когда-то открывшаяся с вершины холма Александру Невскому. Витовт был слеп, как слепы были все последующие правители России, мечтавшие, чтобы Россия стала одной из просвещенных европейских стран (то есть умалилась бы, из Империи став рядовым государством европейского типа!), не способные понять, что Россия – это особый мир, противостоящий Западу, со своим просвещением, своею судьбой, своим несхожим «поведенческим стереотипом», а ломать ей кости, насильно приобщая русичей к западной культуре, значит, превращать народ героев в нацию рабов. Витовт не знал… А знал ли, ведал ли Грозный, чем он владеет? А понимали ли Романовы истинную цену своей страны? Разве лишь Александры – Второй и Третий! А вот государи тех великих веков (речь идет о XV веке - прим. автора) понимали все. Да и попросту сами были настолько русскими, что иного и понять не могли. Хотя далеко не все они были дельными, и даже умными, государями, но это уже, как говорится, иной вопрос."

Возвращаясь к вопросу из заголовка, почему же Россия никогда не станет частью западного мира? Как уже было сказано раньше - из-за различий в менталитете. Именно это различие всегда отпугивало Запад и заставляло относиться к нам с опаской. И именно это различие всегда откладывало отпечаток на наши взаимоотношения с Западной Европой, а в дальнейшем и с США. И это различие не так поверхностно, как кажется. В основе всего поведения лежит отношение к миру, или можно даже сказать к богу, как всему сущему в природе. Об этом отношении писали и Федор Михайлович Достоевский, и Лев Николаевич Толстой, и многие другие русские писатели. Именно по этой причине люди на Западе никогда не поймут нас, а мы для них, в свою очередь, всегда будем непредсказуемыми. Мы не можем понять Запад со всеми его либеральными ценностями и двойными стандартами. Именно поэтому в России никогда не будет так, как на Западе, где в центре мира стоит человек с его всевозможными свободами и правами. В России же, в центре стоит бог и идея отношения к нему, поэтому исторически очень сильна роль религии и государства - как защитника традиционных ценностей. А человек с его проблемами как бы отодвигается на второй план. Он реально становится как бы винтиком в огромном государственном механизме. Не сам по себе, а как бы частью чего то большого и общего. Поэтому и коммунистические идеи, отодвигавшие все индивидуальное и эгоистичное на второй план, заставлявшие людей служить некоему "светлому" будущему всего человечества, хорошо прижились именно в России, а не на "сытом" Западе, где они родились. Именно в России у Ленина получилось совершить социалистическую революцию, и именно в нашей стране эксперимент по созданию коммунистического строя просуществовал 70 лет, и не факт, что обязательно закончился бы крахом, если бы не некомпетентность руководителей страны второй половины 80-ых годов прошлого столетия. Возможно также не зря коммунисты критикуют Столыпина, за его попытку в сельском хозяйстве создать хуторские хозяйства, основанные на индивидуальном фермерском предпринимательстве. Эта реформа действительно была не очень эффективной. Зато сталинские коллективные хозяйства - колхозы, когда люди объединены в одной организации, привели к существенному рывку в аграрном секторе экономики СССР.

И снова процитирую из книги "Вечер столетия" Дмитрия Балашова, слова русского иконописца Великой княгине Московской Софье, литовке по национальности:

"Ты, госпожа, то пойми: фряги человека ставят в средину мира, а ето прямой путь к безбожию! Ежели мир не станет подчинен Господу, то человек разорит его на потребу свою. До зела! Да и сам погибнет потом! В том и прелесть! Властью погубить, искусом власти! Того и отвергся Христос в пустыне, молвив: «Отыди от меня, Сатана!» Икона должна взывать к молчанию, а католики взывают к страстям. У их ты как в толпе, зришь со всеми. Нету, чтобы в духовное взойти, а душевное, земное отринуть, отложить… Нету того в латинах! Пишут жизнь, как што делают, одежа там какая, прически, доспехи, хоромы ихние — все мочно узнать! А у нас нету того, у нас токмо божественное! И ты, умствование отложив, зри! И боле того пущай скажет тебе сама икона!

Присовокуплю к сему: быть может, для себя самих латины и правы. Люди разны! Вершитель судеб ведал, что творил, и недаром дал кажному языку особый навычай и норов. И католики, что тщатся одолеть православие, токмо погубят нашу страну! Не ведаю, что произойдет с Литвою под властью латинян, не ведаю! Но Русь, принявшая западный навычай, погибнет. Православие — это больше, чем обряд, это строй души. Обрушь его — и обрушишь саму основу русской жизни.

Православная вера заключена в подражании, в следовании Христу, но не в подчинении римскому папе или иной другой земной власти. Отселе и монашеский чин, и борьба с плотию. Возрастание духовного — вот о чем главная наша забота и главный труд! Иконописец у нас отнюдь не составитель евангелия для неграмотных, как то толкуют латиняне. Он — свидетель «изнутри».

К добру или к худу, что мы не такие, как европейцы? Не знаю. Вопрос риторический и каждый ответит на него для себя по своему. И в чем то будет прав, а в чем то нет. Надо понимать лишь одно - в России по другому не будет и не может быть. Чтобы было по другому, надо поменять историю, религию и людей. Страна должна быть другой! Поэтому западники никогда не были особенно сильны в нашей стране, а все попытки реформировать страну по западному образцу, заканчивались не особо удачно. Впрочем, как и опора исключительно на самостоятельное развитие, зачастую приводила к отставанию почти во всех сферах экономики и научного развития. Нужна "золотая середина". Нужно разумное заимствование полезных идей и вещей при опоре на национальные традиции. Как этого достичь - уже другой вопрос. Если человек не может принять это как аксиому - не понятно как жить ему в этой стране. Тогда уж лучше уехать жить в эту самую Европу, что многие, кстати и делают. Так появляются всякие Каспаровы, Касьяновы и Немцовы, которые не понимают страну в которой родились. Не понимают людей, вместе с которыми росли и учились. И не понимают, что в своей попытке сделать эту страну лучше по западным лекалам - вольно или невольно способствуют её уничтожению. Так люди становятся врагами своего отечества, порой этого не замечая.

Закончить статью хотелось бы еще одной цитатой из книги "Воля и власть":

"Софья плакала, слезы лились и лились. И следующей весной, на Пасху или на Троицу, или даже осенью, ко дню Успения Преподобного, она пойдет пешком в Троицкую обитель, пойдет, шепча про себя молитвы, как многие женки на Святой Руси… Стала бы она католичкой, выдай ее отец за одного из герцогов или графов немецкой земли? Конечно, стала! Так ли бы она пеклась о святости, так ли бы ходила по монастырям, поклоняясь могилам святых? Наверное, нет! Почему?! Этого не скажет никто… Но в России нужно верить в Бога. Верить и молиться так, как заповедано древними византийскими канонами. Иначе нельзя. И жить тут иначе нельзя. Без Духа Божия, без любви к этой земле в России не выжить!"

Интересная книга Андрея Паршева "Почему Россия не стала Европой":