Печать
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

О речных круизах по Волге и отдыхе на теплоходах. Закат на Волге.

Закат на Волге.

Благодаря нашему правительству, позаботившемуся за нас о нашей же безопасности и лишившему в этом году большинство россиян путешествий в Турцию и Египет, мне удалось таки реализовать старую добрую мечту прокатиться по "великой русской реке" Волге на белом теплоходе. Забегая вперед скажу, что ни разу о поездке не пожалел и впечатления от внутрироссийского туризма остались только самые положительные. Но теперь об этом самом речном круизе по Волге и полученных впечатлениях от отдыха на теплоходе по порядку.

Круизный трехпалубный теплоход "Александр Невский" проекта 588 "Родина"

Круизный трехпалубный теплоход "Александр Невский" проекта 588 "Родина"

Бронировать каюту на корабле я начал за полгода до тура. В нынешних экономических условиях это, пожалуй, наиболее верное решение, позволившее, как показала практика, сэкономить как минимум на двух повышениях стоимостей билетов, связанных, главным образом, с падением рубля и повышением стоимости топлива с одной стороны, ну и, скорее всего, с повышением спроса на речные путешествия с другой. Ибо, как сказано у классика марксизма - спрос порождает предложение. В данном случае повышенный спрос вызвал и повышение стоимости - если люди готовы платить, чего же с них не содрать дополнительную прибыль? Каюта на троих в феврале 2016 года обошлась в 76 тыс. целковых на 7 дней. Что, как показало позднее общение с другими временными обитателями нашего теплохода, было еще очень как умеренно. Тем более, что в эту сумму входило трехразовое питание, развлекательная программа и экскурсионное обслуживание в городах, которые попадались нам по дороге и входили в программу речного круиза. Теплоход назывался "Александр Невский" с портом приписки в городе-герое Волгограде. Теплоход, конечно, не пятизвездочный, трехпалубный, свежестью постройки не отличающийся, как впрочем почти все речные теплоходы в нашей стране. Но нам он в целом понравился.

Теплоход был построен в 1957 году, с тех пор несколько раз модернизировался. Фото средней палубы.

Теплоход был построен в 1957 году, с тех пор несколько раз модернизировался. Фото средней палубы.

Не знаю как в другие сезоны, в этом году "Александр Невский" курсировал между Казанью и Волгоградом, практически непрерывно, как рейсовый автобус. Потому и люди на теплоходе менялись постоянно, так как теплоход умудрялся охватывать несколько маршрутов, включая маршруты выходного дня для самарцев: трехдневные Самара - Казань - Самара, Самара - Волгоград - Самара и семидневные Казань - Волгоград - Казань, Волгоград - Казань - Волгоград. Наше путешествие началось в Казани и там же закончилось восемь дней спустя. Питание на теплоходе трехразовое, еда вкусная, в большую часть дней можно было даже выбирать из нескольких предложенных блюд. Поэтому даже самый изысканный гурман с голодухи наверное не умер бы. Два раза даже предлагались алкогольные напитки на выбор: водка или шампанское. Один раз это было в День речника, второй раз на традиционном для данного теплохода капитанском ужине - когда была прекрасная возможность ближе познакомиться с капитаном и выпить за его здоровье)

Пейзажи на Волге потрясающие, меняются на все протяжении пути от густых лесов, до лесостепей и степей.

Пейзажи на Волге потрясающие, меняются на все протяжении пути от густых лесов, до лесостепей и степей.

Почему мы выбрали именно этот маршрут Казань-Волгоград? В этом году получилось именно так. Волга очень красивая река, проходящая почти через всю европейскую часть России и пейзажи на ней меняются на всем протяжении от густых лесов до лесостепей и степей. Да и давно хотелось посмотреть на Среднее и Нижнее Поволжье, познакомиться со старинными городами Казанью, Самарой, Саратовым, Волгоградом (бывший Царицын) и Астраханью. Но до Астрахани маршрут подобрать не удалось, из-за короткого отпуска и несогласованности отпуска с графиками туров. Из Казани до Астрахани длительность речных круизов составляет не менее 11-и дней. Соответственно и стоимость такого речного тура как минимум на треть выше. Ну что же, значит в Астрахани побываем позже - будет еще к чему стремиться.

День первый. Казань.

Казань в последнее время сильно изменилась в лучшую сторону. Город стал выглядеть современней

Казань в последнее время сильно изменилась в лучшую сторону. Город стал выглядеть современней.

Так как на теплоход мы садились в Казани и сходили в ней же, то попасть на теплоходное экскурсионное обслуживание по Казани у нас не получилось. Казань смотрели по своей произвольной программе. Благо время перед посадкой на теплоход было и по городу прогуляться удалось. Программа теплохода подразумевает, что в Казани садятся казанцы, которые и так свой город прекрасно знают. Мы не были казанцами. Впрочем, позднее выяснилось, что казанцев среди тех кто сел в Казани было меньшинство. Большинство туристов оказались приезжими из разных других мест нашей необъятной родины. Казань в целом очень понравилась, с последнего посещения города в середине 2000-ых годов здесь многое изменилось, город стал выглядеть современней. Видно, что перед Универсиадой в город вложили немало денег. Появилось много автомобильных развязок, в которых можно легко запутаться, если не знать местность. Что поразило, так это стоимость такси - для большого города возможность проехать за 150 рублей через полгорода - это практически даром. Перед посадкой пришлось немного понервничать - "Александр Невский" стоял вторым рядом, пришвартованный к другому теплоходу и с берега его было не видно. И в какой то момент была даже навязчивая мысль о банальном кидалове со стороны туристической фирмы, так как покупали этот тур через Интернет из другого города и приехать в офис продающей организации не было никакой возможности. Но, к счастью, все обошлось и на теплоход мы благополучно загрузились со всеми своими необъятными сумками.

День второй. Самара.

Проходим первые на маршруте шлюзы Жигулевской ГЭС рядом с Тольятти

Проходим первые на маршруте шлюзы Жигулевской ГЭС рядом с Тольятти

Следующим крупным городом по дороге из Казани в Волгоград является Ульяновск, но наш маршрут получился таким, что родина Ленина всегда оставалась за бортом ночью, без захода теплохода в город. Поэтому ни по дороге в сторону Волгограда, ни на обратном пути, в Ульяновск попасть не удалось. Также не удалось побывать и в Тольятти - следующем крупном городе после Ульяновска. На родину автомобилей ВАЗ пришлось любоваться только со стороны реки, благо что Тольятти проходили днем. Там же, в Тольятти, проминовали и первые на маршруте шлюзы, относящиеся к Жигулевской ГЭС. Всего же по маршруту из Казани до Волгограда подобных гидроэлектростанций со своими системами шлюзов было три.

Пожалуй, самый известный памятник Самары - монумент Славы

Пожалуй, самый известный памятник Самары - монумент Славы

Ближе к вечеру второго дня теплоход прибыл в Самару. Экскурсия по Самаре, как впрочем, выяснилось позднее и по другим городам, была обзорная, то что называется "галопом по Европе" - пешеходно-автобусная. Программа не подразумевает посещение музеев и каких то других культурных мест, зато можно достаточно подробно узнать историю города, получить информацию об основных достопримечательностях. Правда знакомство с большинством достопримечательностей происходило через окна автобуса. Жаль, что не удалось прогуляться по крупнейшей площади в Европе - площади имени Куйбышева. Зато удалось прогуляться в около монумента Славы в центре города и мемориального комплекса "Скорбящая мать".

Одна из крупнейших площадей Европы - Площадь Куйбышева. Вид из окна автобуса.

Одна из крупнейших площадей Европы - Площадь Куйбышева. Вид из окна автобуса.

В целом впечатления от Самары остались положительными. Правда, по сравнению с Казанью, многие дома в центре Самары оставляют желать лучшего, особенно в области ремонта внешних фасадов. Но тут Самаре просто не повезло - в ней не проходила Универсиада, правда стадион к чемпионату мира по футболу в 2018 году в Самаре тоже строят. Очень понравилась набережная Самары - честно говоря аналогов пока в России не встречал. Она не только имеет очень протяженный променад, но практически весь берег Волги под променадом отдан под городской пляж и игровые спортивные площадки под открытым небом. При этом пляж по всей своей протяженности оборудован кабинками для переодевания и кранами для мытья ног. Ну а променад предоставляет всю необходимую инфраструктуру для отдыха самарцев и туристов: детские игровые площадки, многочисленные кафе, киоски с мороженным и прохладительными напитками.

Памятник на набережной Самары "Бурлаки на Волге". Картина писалась как раз где то под Самарой.

Памятник на набережной Самары "Бурлаки на Волге". Картина писалась как раз где то под Самарой.

Из Самары отплывали уже поздно вечером, с праздничной программой на борту, песнями и плясками специально нанятых для этих целей людей, прихватив новую порцию самарцев-туристов, желающих ознакомиться с достопримечательностями Саратова и Волгограда.

День третий. Хвалынск.

Вид на Хвалынск с одной из примыкающих к городу Хвалынских гор

Вид на Хвалынск с одной из примыкающих к городу Хвалынских гор

Следующий после Самары крупный город, с которым тоже очень хотелось бы ознакомиться - Сызрань. Но Сызрань, как и Ульяновск, проходили глубокой ночью, и тоже в оба конца. Поэтому программа маршрута на второй день привела нас в город Хвалынск, находящийся на севере Саратовской области. Хвалынск - типичный провинциальный городок без претензий на какую то губернскую столицу. Как и большинство городов в Среднем Поволжье появился примерно во второй половине XVI века, как сторожевая крепость, призванная защищать рубежи тогдашнего российского государства от набегов кочевников с левого берега Волги и южных степей. Основные каменные дома были построены в XIX - начале XX века купцами, разбогатевшими на спекуляциях от продажи пшеницы. На острове напротив Хвалынска когда то действовала одна из крупнейших в России хлебных бирж.

Горнолыжный курорт в Хвалынске. Летом вид не очень впечатляющий.

Горнолыжный курорт в Хвалынске. Летом вид не очень впечатляющий.

В наше время многие знают Хвалынск как один из горнолыжных курортов, показывать который нас конечно же повезли практически сразу, видимо в рекламных целях. Не знаю каков этот курорт зимой, но летом он не впечатлил. Хотя места там безусловно красивые, а кататься на лыжах вы будете по Хвалынским горам, к которым собственно и примыкает город. Запомнился курорт своей частной пивоварней и желанием продать туристам разливное пиво по 450 рублей за полуторалитровую бутылку. Может оно и хорошее, и крафтовое, как про него рассказывали, но цена откровенно бессовестная и думаю таких денег точно не стоит. При этом в кружках продавать его отказались категорически. В Хвалынске также действует государственный природный заповедник. В центре города остались старинные здания, построенные главным образом в XIX веке местными купцами и пара церквей. Одна из них, оставшаяся от староверов и построенная в начале XX века, особенно поразила своим богатым внутренним убранством, что достаточно редко для провинции.

Старообрядческая церковь Хвалынска, построенная в начале XX века

Старообрядческая церковь Хвалынска, построенная в начале XX века

Хвалынск во время нашего путешествия был единственным городом, где для экскурсии по городу подали не очень комфортабельные и маловместительные так называемые "пазики". Но это уже издержки российской провинциальной глубинки - теплоходы к ним пристают редко и видимо далеко не все речные круизы включают этот город в свою программу. Хвалынск - город пенсионеров и экскурсовод честно призналась, что молодежь учится уезжает в крупные города и редко возвращается обратно (как, впрочем, и в большинстве подобных городов в России), зато есть практически постоянный приток людей, вышедших на пенсию и приобретающих в Хвалынске земельные участки. Благо они там не дорогие, а климат хороший. Когда то в Хвалынске были даже свои виноградники, которые в горбачевские времена "сухого законы" были уничтожены под корень. В Хвалынске действует предприятие, выпускающие консервированную кабачковую икру и соки под собственным брендом. Соки очень даже приличные из местных фруктов, жаль что найти их в других областях кроме Саратовской, практически невозможно.

День четвертый. Саратов.

Ночной Саратов. Набережная. Вид с Волги.

Ночной Саратов. Вид с Волги на Набережную города.

В Саратов мы прибыли поздно ночью третьего дня, но так как Саратов город крупный (население составляет порядка 900 тыс. жителей) и входил в программу экскурсионного обслуживания, то ночь теплоход провел на якорной стоянке напротив города. Что позволило сделать очень красивые снимки ночного Саратова с одной стороны Волги, и города Энгельса с другой. Пришвартовались к пристани Саратова мы только утром. На обзор Саратова, в отличие о Самары, отводилось еще меньше времени - три часа вместо четырех. Конечно за 3 часа много не увидеть, но проехаться в автобусе по центру города с посещением центральной площади города получилось. Также в программе было посещение мемориала "Журавли" и Парка с образцами военной и гражданской техники разных лет. Мемориал с парком находятся на Соколовой горе, с которой открываются потрясающие виды на Саратов, ради одних которых стоит это место посетить.

Вид на Саратов с Соколовой горы. Смотровая площадка рядом с мемориалом "Журавли".

Вид на Саратов с Соколовой горы. Смотровая площадка рядом с мемориалом "Журавли".

Не понравилось, что много времени в программе было уделено посещению парка с национальными дворами разных народов. Задумка хорошая - знакомить туристов и жителей города с домашним бытом разных народов мира. Но как всегда подвела практика - вместо домов/юрт/чумов/хат выросли рестораны, которые норовят нажиться на посетителях, продавая свои блюда по немного завышенным для данного региона ценам.

Сегодня Саратов - это современный город с почти миллионным населением

Сегодня Саратов - это современный город с почти миллионным населением

Говорят, что Саратов знаменит своими вкусными калачами, но найти их в местных магазинах не удалось. Что удивило - наличие аэропорта практически в центре города. Наверное очень удобно для тех кто пользуется услугами авиационных компаний. И не очень удобно для местных жителей, проживающих рядом с аэропортом. Также, в отличие от Саратова в самом городе не удалось увидеть обустроенных городских пляжей. Для купания саратовцы, как я понял, в основном ездят на противоположный берег Волги, главным образом в город Энгельс.

Крупный железнодорожный мост через Волгу, где то за Саратовым

Крупный железнодорожный мост через Волгу, где то за Саратовым

По дороге в Волгоград маршрут пересекал еще одну ГЭС - Балаковскую, с двухуровневой системой шлюзов. Балаковские шлюзы еще сильнее поражают размерами и грандиозностью сооружения. Недаром строительство Балаковской ГЭС было одной из пяти величайших советских строек.

Интересная аудиокнига про Волгу:

Недорогие отели и авиабилеты в любую точку планеты:

Похожие статьи:

О речных круизах по Волге и отдыхе на теплоходах. Часть 2.