Печать
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Отзыв о поездке в Тунис. Часть 1: Немного о Тунисе и его особенностях.

Данный материал открывает цикл статей, посвященных отдыху в Тунисе. В этих статьях хотелось бы немного рассказать о стране и поделится своими личными впечатлениями об отдыхе в Тунисе, а заодно и рассказать об основных экскурсиях, которые предлагают туристические компании отдыхающим на курортах этой североафриканской страны. Забегая немного вперед скажу, что страна очень интересная, я бы сказал колоритная, имеющая "за плечами" полуторатысячелетнюю историю и туристическим гидам реально есть что показать и рассказать отдыхающим. Это и уникальные природные достопримечательности - одна пустыня Сахара чего стоит, и исторические достопримечательности - например, остатки знаменитого древнего Карфагена или древнеримского города Дугга. Любители экзотики тоже найдут здесь для себя много интересного. Но с отдыхом все не так однозначно и в первую очередь это почувствуют любители отдыхов в Европе или Турции - сервис в Тунисе, к сожалению, оставляет желать лучшего. Вот обо всех достоинствах и недостатках Туниса с точки зрения не очень привередливого русского туриста я и постараюсь рассказать в данных статьях.

Тунис - страна с богатой историей, хорошим климатом и красивым морем. Тунисцы в большинстве своем довольно патриотично настроены - флаги Тунима можно увидеть на каждом углу.

Перед поездкой в Тунис, я, как я обычно, изучил множество разных материалов о стране и отзывов об отдыхе, начиная с Википедии, и заканчивая отзывами на малоизвестных сайтах про выбранный отель. Если говорить про отель, то изначально хотелось на нем немного сэкономить, чтобы сохранить деньги на интересные экскурсии, однако же и отель хотелось выбрать такой, чтобы был хороший, из разряда "оптимальный по соотношению цена/качество". В нашем случае не удалось. Возможно нам просто не повезло, но мы пошли по сценариям, описанных в самых негативных отзывах по данному отелю, которые оставляли другие туристы, хотя положительных отзывов и оценок в Интернете почему то было больше. Из чего лично я сделал вывод, что качество сервиса в Тунисе равно приблизительно минус 1 от Турции. То есть, если вы выбираете четырехзвездочный отель в Тунисе, то скорее всего он будет соответствовать трехзвездочному отелю в Турции. Конечно же это верно, скорее всего, не для всех отелей и, скорее всего, есть приятные исключения, но в целом это именно так. Туристы задавали вопросы гиду насчет качества обслуживания, на что гиды говорят, что туристическая отрасль в Тунисе только развивается и типа чего вы хотите от страны, где туризма как такового не было много лет. Но вообще то в Тунис туристы из России ездят уже с начала двухтысячных, поэтому разговоры про недоразвитость отрасли из за того, что прошло мало времени кажутся очень странными. За двадцать то лет уже можно было бы довести это дело до ума, если бы реально этого хотели. Не доводят, значит, наверное, не очень то надо. И значит подобное состояние дел будет продолжаться еще долго, если тунисцам вообще удастся вытянуть эту отрасль из болота своей культуры и особенностей менталитета.

Исторический центр города Тунис - столицы одноименной страны. Главные ворота медины (старого города).

Во многих статьях про отдых в Тунисе также читал о том, что в Тунисе низкая преступность по сравнению с другими странами региона, и что относительно высокий уровень жизни, типа чуть ли не самый высокий во всей Северной Африке. Как бы не так, практически все гиды говорят о том, что не надо ездить в населенные пункты, удаленные от основных туристических центров, и что не нужно одевать на себя золотые украшения, когда идете за покупками в медину, и паспортов собой таскать не надо, лучше копии, их для полиции вполне достаточно, а кошельки вообще нужно держать как можно ближе к себе, например в карманах брюк, а не в сумочках с тонкими ремешками. Да и уровень жизни, как выяснилось, в стране оказался довольно низковат, по сравнению даже с соседними странами, например с Алжиром, жители которого с удовольствием ездят отдыхать в Тунис, так как для них цены там ниже (как мы ездим отдыхать в более дешевые страны, типа Абхазии или Грузии). Ну а про мусор на улицах думаю и писать не стоит, картина примерно одинаковая с любой другой арабской страной, например с тем же Египтом. Хотя Тунис показался немного чище по сравнению с Египтом, видимо его все таки немного лучше убирают. Во многих статьях про Тунис также читал о том, что тунисцы не любят брать чаевых, типа очень гордые и у них так не принято. Как бы не так, берут все - от горничных и электриков до менеджеров на ресепшенах, за все время моего пребывания в Тунисе не было ни одного случая, чтобы хоть кто то отказался от чаевых, откуда взялся этот миф о гордых тунисцах мне просто не понятно, видимо те, кто об этом пишет, просто не умеет давать деньги или делает это с таким видом, что даже самый бедный человек, но обладающий зачатком гордости отказывается их брать. Я это к чему? К тому, что, как выяснилось, в Рунете насчет Туниса очень много неправдивой и противоречивой информации. Такое ощущение, что кто то проплатил вброс этой положительной для Туниса дезинформации.

Центр города-миллионника Сусс. На фото отделение государственного Банка Туниса, где можно разменять доллары или евро на местную валюту динары.

Ну довольно о недостатках, поговорим теперь об особенностях Туниса и его достопримечательностях. Тунис - арабская страна на севере Африки, граничащая на западе с Алжиром и на юго-востоке с Ливией. Официальных языков в стране два - арабский и французский. Последний язык является наследием прошлого, когда Тунис был колонией Франции с 1881 года по 1957 год. В 1957 году Тунис от колониальной зависимости избавился, но французский язык и культура вошли в обиход и стали частичной составляющей менталитета типичного тунисца. Причем преклонение тунисцев перед французами режет глаза даже на бытовом уровне. Это ощущалось по отношениям к туристам со стороны местного обслуживающего персонала в отелях: по отношению к русскоязычным туристам - немного презрительно-превосходящее, а по отношению к французом - раболепски-преклоняющее. Как тунисцы растилались перед французскими туристами порой смотреть было противно. Неудивительно, что и вывески на улицах обычно идут на двух языках - арабском и французском. А если вы хорошо знаете английский язык и не испытывали проблем при общении с людьми во многих странах мира, то в Тунисе скорее всего будут проблемы - английский там не очень то в ходу, хотя по утверждению гидов английский язык в школах Туниса изучают как обязательный третий язык. Из денег в ходу тунисский динар. Официально другие валюты запрещены к использованию, их нужно обязательно менять в государственных банковских обменниках на национальную валюту, но в быту на эти запреты уже давно забивают и тот же американский доллар или европейский евро в отелях берут с удовольствием, на рынках тоже берут, но без удовольствия. С российским рублем есть проблемы, в большинстве своем тунисцы даже не поймут, что за фантики вы им подсовываете. Хотя мне попадались обменники, предлагающие обменять рубли на динары, но таких пока очень мало. В Тунисе есть проблемы с оплатой по пластиковым картам - только государственные магазины или крупные торговые центры смогут оформить вам покупку по такой карте. Также карту к оплате смогут, скорее всего, принять в отеле. В мелких же магазинах даже не поймут что за кусок пластика вы им предлагаете. Кроме того, в Тунисе практически нигде нет кассовых терминалов с функцией by-pass, поэтому с помощью телефона даже не думайте расплачиваться, только карта и только вставка её в соответствующий слот картридера.

Один из крупнейших торговых цетров Сусса, в котором фиксированные цены и товары можно купить расплатившись по карте. Центр состоит из четырех этажей, в этом торговом центре можно купить все и даже разменять валюту по официальному курсу.

Также необходимо иметь ввиду, что, как и в любой восточной стране, в Тунисе принято торговаться, поэтому на том же самом рынке, если вы спросите про цену на понравившийся товар, продавцы не задумываясь накидывают пятерную, а то и десятерную цену. Естественно ценников вы нигде не увидите, как это принято у нас. Про цену надо спрашивать. И это не жадность - это особенность, которую нужно просто учитывать и иметь ввиду, особенно когда идете на местный рынок. У этой особенности есть и свои плюсы - если вы умеете торговаться, то один и тот же товар можно у частных торговцев на рынке купить гораздо дешевле, чем в государственных магазинах с фиксированными ценами. Все рынки обычно находятся в старых районах городов, которые называются мединами. По большому счету, все улицы медины одновременно являются и рынками. Можно, наверное, даже сказать, что все старые районы - это один сплошной рынок. Поэтому если захотите попасть на рынок, то тем же таксистам можно говорить "медина" и вы не ошибетесь, вас скорее всего привезут к главным воротам какой нибудь медины. Если же вы не хотите или не умеете торговаться, то можно пользоваться государственными магазинами, которые очень похожи на привычные супермаркеты с фиксированными ценами в динарах и милимах. Таких государственных сетей в Тунисе три: General (Женераль), Carrefour (Карфур) и Monoprix (Моноприкс). Они есть практически во всех городах, являющихся туристическими центрами, но в большинстве своем их еще надо поискать. Так, у меня были проблемы с поиском этих магазинов в Google-картах, как ни странно Yandex-карты здесь оказались эффективнее. И надо также иметь ввиду, что спиртные напитки можно купить только в этих магазинах, хотя и не во всех - Тунис страна мусульманская и алкоголь там не приветствуется, хотя свой алкоголь в Тунисе производят, но в основном для туристов и на экспорт. В Тунисе очень большой выбор вин - традиции остались еще от французских виноделов, есть своя водка, так называемая буха, очень похожая на наш самогон и есть крепкие 40-градусные ликеры - себаратин из цитрусовых и тибаратин из фиников. Также делают свои виски, ром, джин, текилу, в общем, как в той же Турции или Египте. Пиво всего одного-двух сортов и только светлое. Буха и ликеры мне понравились, а вот вискарь, ром и прочие неоригинальные напитки - так себе, как, наверное, и должно быть у неоригинальной продукции. И, да, в отелях с "всё включено" вам будут предлагать только местную продукцию, вся импортная алкоголная продукция будет доступна исключительно за деньги.

Практически все медины в большинстве городов Туниса ограждены старинными стенами, по которым и можно отличить старый город от нового.

Тунис - страна мусульманская, соответственно, если вы куда то выбираетесь за пределы отеля, то, как и в других мусульманских странах, необходимо обращать внимание на свою одежду - она не должна раздражать местных жителей и должна быть достаточно закрытой для женщин. Предварительно читая информацию о транспорте в Тунисе у меня сложилось впечатление, что транспортная инфраструктура там довольно развитая, но, как выяснилось на практике, это не совсем так. Из транспорта в Тунисе есть всё - 29 аэропортов, 8 из которых международные, железнодорожный транспорт с общей протяженностью всех железных дорог в 1900 километров, междугородние и внутригородские автобусы и маршрутки, ну и конечно же такси. Если же захотите перемещаться между городами на общественном транспорте, то гиды сразу же отсоветуют ездить на поездах из соображений безопасности, например, на том же самом а-ля метро, соединяющим Сус с Монастиром и посоветуют либо автобусы, если жалко денег, либо такси, как наиболее подходящий для туристов вид транспорта, правда, менее бюджетный. Проживая в отеле между Сусом и Монастиром мы имели прекрасную возможность для самостоятельного посещения этих двух туристических центров. Ради интереса я прокатился разок на местном автобусе, как раз соединяющим эти два города. Впечатления, скажу, не для слабонервных. Начнем с того, что ждать этот автобус пришлось около часа на остановке под палящим североафриканским солнцем. Рядом с нами на остановке ждало этого же автобуса многочисленное семейство с детьми в возрастном диапазоне от грудничка до полноценного подростка. На остановке напротив, в сторону Монастира, в тени стен одного из зданий тусовалось еще человек пятнадцать местных жителей, с любопытством поглядывающих на нас. Я, честно говоря, думал, что они все едут в Монастир и каково же было разочарование, когда вся эта толпа ломанулась именно в наш автобус, который шел в сторону Суса. Многодетное семейство вперед никто не пропустил. Мало того, их практически оттеснили в последние ряды, хотя именно это семейство было самым первым на остановке. Далее, в сам автобус мы загружались около получаса - кондуктор, пожилой мужичек, сидел примерно в середине автобуса и со своим агрегатом, выдавливающим из себя билеты, занимал добрую четверть этого самого автобуса. И он никуда не спешил! Работал медленно и очень вдумчиво, размеренно отсчитывая сдачу каждому пассажиру (и кстати нас он надул таки на 200 милимов!). Мы с сыном заходили последними, и я, честно говоря, увидев все это, сначала передумал ехать, но именно сын уговорил, ему просто жалко было потерянного часа ожидания на остановке. Билет до Суса нам обошелся в 800 милимов (мелкая тунисская монета, что то вроде наших копеек, только в одном динаре 1000 милимов, а не 100), что было реально дешево, так как то же такси стоило уже 15 динаров днем и около 30 динаров ночью. И вот такое вот безобразие с медленной продажей билетов было на каждой остановке - 10 минут езды от остановки до остановки и минут 20 продажа билетов. Автобус, естественно, во время обилечивания никуда не ехал, так как очередь из пассажиров выстраивалась с самой остановки и проход в салон осуществлялся по мере покупки билетов. На одной из остановок какая то местная жительница не выдержала и начала в буквальном смысле орать на кондуктора, тот естественно начал орать на неё, и конечно же продажа на момент перепалки была прекращена полностью, необилеченные пассажиры сначала покорно стояли и ждали когда перепалка закончится, но в конце концов и они тоже не выдержали и тоже все начали орать, разделившись при этом на сторонников и противников кондуктора. Я, грешным делом, начал подумывать, что сейчас начнется драка, но вроде все обошлось и до рукоприкладства, к счастью, дело не дошло. Думаю, нет смысла говорить, что кондиционеров в автобусе не было совсем, от слова совершенно, а автобус был набит как бочка килькой, при этом на улице стояла 30-градусная жара, а из вентиляции были только открытые окна. Вокруг шум, гам, крики, давка, духота. В общем, как сказал сын после поездки, это был настоящий ад. Ну в общем вы поняли, что автобусы в Тунисе - это скорее для любителей экзотики? Естественно после этой поездки общественными автобусами в Тунисе я больше не пользовался, только такси - не дешево конечно, но зато быстро и спокойно.

На фото типичный городской автобус Туниса - основной вид транспорта, билет стоит дешево, но без кондиционеров ездить на нем очень некомфортно.

Такси в Тунисе найти и определить среди прочих автомобилей легко - они желтого цвета. С такси в Тунисе, впрочем как и в любой другой арабской стране, есть нюансы. Таксисты в Тунисе, как впрочем и везде в мире, еще те проныры, постоянно пытаются обманывать, поэтому лучше сразу же на входе определять стоимость и требовать с них  предварительного согласия ехать именно за ту сумму, которую вы предлагаете. Хорошо, что нам про эти нюансы отельный гид рассказал в первый же день, ровно на следующий же день один местный таксист попытался провести с нами свою авантюру. У отельного гида лучше сразу уточнить, сколько будет стоить проезд в нужное вам место из вашего отеля и потом именно на эти цены и ориентироваться. Обычно они четко называют цену, выше которой платить смысла нет, если кто то вам отказывает - идите смело к другому таксисту - конкуренция очень высокая и таксистов в Тунисе - как у дурака фантиков. Самым распространенным способом обмана является использование счетчиков с некорректным тарифом. В Тунисе в такси используется 2 тарифа - дневной и ночной, на самом счетчике дневному тарифу на табло соответствует цифра 0.500, а ночному - 0.750 или выше. Обращайте на это внимание, если едете по счетчику. Нас пытались в дневное время провезти по ночному тарифу, но я жестко настоял на том, что это обман и более 15 динаров за поездку платить не буду. Таксист сначала пытался спорить, но после того как я начал в разговоре употреблять слово "полиция", довольно быстро согласился забрать предложенную сумму. Из нашего отеля поездка на такси в Монастир стоила 10 динаров, а в Сус - 15, именно на эти суммы я в дальнейшем и ориентировался.

Дополнительно по теме:

Полезные путеводители по Тунису, которые можно приобрести на Озоне:

Тунис. Путеводитель с мини-разговорником (+ карта)

или

Тунис. Путеводитель