Печать

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Открывая советскую классику: Василий Макарович Шукшин

Недавно мне попался на глаза сборник рассказов известного советского актера и режиссера Василия Макаровича Шукшина. А, так как, советской классикой интересуюсь уже достаточно давно, решил начать читать эти рассказы и если не понравятся, отложить в сторону. Однако чтение затянуло так, что оторваться было сложно, да и не хотелось. Поэтому и решил в этой статье поделится общим впечатлением от книги, а заодно и предоставить прямую ссылку на полное собрание рассказов, собранных в одном томе, чтобы и вы тоже могли насладится чтением поистине классического произведения великого советского (да, пожалуй, и русского) писателя, не побоюсь этого слова, Василия Макаровича Шукшина.

Вообще, как мне кажется, в наше время советская послевоенная эпоха как то не очень популярна как в кинематографе, так и в писательской среде. Если можно так выразиться, этот период времени не находится сейчас в тренде и не является мейнстримом для современной российской интеллигенции:). Если снимаются фильмы и пишутся книги про советский период, то в основном или про Великую Отечественную войну, или про Сталинские репрессии, или про гражданскую войну. А 60-70-е годы прошлого века как бы выпадают из общей истории, как будто и не было Хрущевско-Брежневского периода, или в нем не было интересных событий, достойных внимания нынешних современников. Конечно более верным является второе утверждение, которое очень переплетается с современной модой, связанной с погоней за полным "трешем" и шокирующими событиями. Что в свою очередь переплетается с общим западно-либеральным трендом, направленным на демонизацию СССР и социалистических идей, нашедших свое воплощение в советском строе, особенно в послевоенный период.

А ведь это был в целом положительный период развития нашей страны. Период, когда страна без какой либо западной экономической помощи сумела восстановить экономику после мощнейшего в истории нашей страны разрушения, вызванного второй мировой войной, во время которой огромное количество советских граждан или погибло на войне, или умерло от голода и холода. Это был период героического освоения космоса, движения на крайний север, освоения сибирских богатств и недр. Это был период беспрецедентного технического развития армии и флота. Когда страна, только что вышедшая из послевоенной разрухи, смогла бросить вызов государству, которое никогда не воевало на своей территории, а пока все остальные страны в Европе воевали между собой, продолжало обогащаться практически на всех воюющих сторонах.


Краткая биография Василия Шукшина

Краткая биография Василия Шукшина

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки в Алтайском крае. В том же селе, проучившись в школе 7 лет, поступил в автомобильный техникум, однако техникум тоже не закончил, вернулся в родное село начав работать в колхозе. Через некоторое время из колхоза уволился и уехал в Калугу, где начал работать слесарем, позднее переехал во Владимир. В 1949 году Василия Шукшина призвали на военную службу, в Военно-Морской Флот. Сначала он служил матросом на Балтийском Флоте, позднее был переведен радистом на Черноморский флот. Именно на службе Василий Макарович начинает писать свои первые рассказы, которые зачитывает сослуживцам. В 1953 году Шукшина демобилизуют со службы из за обнаружившейся язвы желудка, которая будет мучить его всю оставшуюся жизнь. Он снова возвращается в родное село, где сдает экстерном экзамены на аттестат зрелости и начинает работать учителем русского языка в местной школе, и даже успевает какое то время поработать директором этой же школы. В 1954 году Василий Шукшин решает уехать в Москву поступать во ВГИК на режиссёрское отделение. Шукшина замечают и он попадает в мастерскую М.И. Ромма. Свою первую небольшую роль Шукшин сыграл в 1954 году в фильме "Тихий Дон" у Сергея Герасимова. В 1955 году Шукшин впервые женится на Марии Шумской, которая стала его первой и единственной официальной женой. Но брак не получил продолжения, так как Мария отказалась переезжать в Москву. Еще во время обучения в 1958 году Шукшину удалось получить главную роль в фильме "Два Федора". В том же году впервые в очень популярном тогда журнале "Смена" был опубликован рассказ Шукшина "Двое на телеге". В 1960 году он заканчивает ВГИК и начинает задумываться о собственных фильмах. В 1963 году Шукшин начал работать режиссёром на ЦКДЮФ и в том же году вышла первая книга Шукшина — "Сельские жители". В 1965 году Шукшин начал писать киносценарий о восстании под предводительством Степана Разина, но не получил одобрения Госкомкино СССР. В эти же 60-е годы Василий Макарович очень активно совмещал работу над фильмами с писательской деятельностью. Роли в фильмах "У озера" и "Печки-лавочки" принесли Шукшину мировую известность, а снятые им ленты выдвинули его в число самых интересных режиссеров 1960-1970-х годов. Одновременно происходит множество изменений и в личной жизни режиссера-писателя. В 1963 году он вступил в брак с Викторией Софроновой, дочерью писателя Анатолия Софронова, от этого брака у него родилась дочь Екатерина Шукшина. С 1964 по 1967 год Василий Макарович состоял в браке с актрисой Лидией Александровой. А в 1964 году на съёмках фильма "Какое оно, море?" Василий Шукшин познакомился с 26-летней актрисой Лидией Федосеевой, с которой и прожил оставшуюся жизнь, оставив после себя еще двух дочерей - Марию Шукшину и Ольгу Шукшину. 1973—1974 годы стали очень плодотворными для Шукшина. Вышел на экраны его фильм "Калина красная", получивший первый приз ВКФ. Опубликован новый сборник рассказов «Характеры». На сцене ЛАБДТ режиссёром Георгием Товстоноговым готовилась постановка пьесы "Энергичные люди". В 1974 году Шукшин принял приглашение сниматься в новом эпическом фильме Сергея Бондарчука "Они сражались за Родину". У Василия Шукшина было огромное количество планов, но им не суждено было сбыться. 2 октября 1974 года Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма "Они сражались за Родину" на теплоходе "Дунай". Его обнаружил мёртвым в собственной каюте близкий друг и коллега по съемкам Георгий Бурков. По заключению прибывших врачей причиной смерти стал инфаркт миокарда. Похоронен Василий Макарович Шукшин был 7 октября в Москве на Новодевичьем кладбище. Посмертно Василию Макаровичу была присвоена Ленинская премия.


На 60-е - 70-е годы пришелся настоящий ренессанс и в жизни простых советских граждан. Когда уровень жизни и в селе, и в городе, поднялся на неизмеримую высоту, по сравнению со прошлым дореволюционным и послереволюционным периодом развития страны. И рассказы Василия Шукшина как раз об этом: о героическом труде, о советских крестьянах-колхозниках, о жизни на селе. Рассказы Шукшина о наших предках - бабушках и дедушках, а для кого то и о родителях. Герои Шукшина - простые сельские жители, где то простоватые, наивные, но сохраняющие свою крестьянскую правду, традиционные и нравственные для русского народа ценности. Порой Шукшин пишет о сельчанах с иронией, но это наверное даже больше самоирония. Василий Шукшин сам из простых крестьян, как говорится - из простонародья, от сохи, настоящий русский самородок всей своей жизнью доказавший, что человек обладающий талантом и желанием достичь большего, может добиться очень многого. Для этого нужно лишь немного силы воли и не бояться вырваться из привычной обстановки, чтобы уехать туда, где возможно доказать, что ты в своем роде и в чем то лучший.

Шукшин не только писатель, но и актер, и режиссер. Один из немногих советских режиссеров, ставивший фильмы по своим собственным произведениям, в которых он был не только режиссером и исполнителем главных ролей, но и автором сценария. Как и в своих книгах, главный герой фильмов Шукшина - простой русский мужик. Вообще, по моему глубокому убеждению, в советском кинематографе, впрочем, также как и в постсоветском, никто не играл русского мужика лучше, чем Василий Шукшин.

Василий Шукшин с другом Георгием Бурковым в кинофильме Сергея Бондарчука "Они сражались за Родину"

Возвращаясь к рассказам Шукшина, невольно приходит на ум сравнение с рассказами и произведениями других русских и советских классиков. В частности с рассказами Антона Павловича Чехова. Мне кажется они не хуже. Конечно сравнивать их не очень корректно, потому что написаны они в разные эпохи, да и авторы - выходцы из разных социальных сред. Чехов - русский интеллигент, врач. Шукшин - простой русский мужик, успевший еще до того, как стал знаменитым актером и режиссером попробовать себя во многих других профессиях. Но много есть общего в рассказах и Чехова, и Шукшина. И в то же время, конечно, их произведения про разных людей. Но точно могу сказать, рассказы Шукшина не хуже чеховских, хотя Антон Павлович более известен в мире. Герои Шукшина очень живые и жизнерадостные, а характеры некоторых героев невольно начинаешь узнавать в своих друзьях и знакомых. В отличие от Чехова, у которого есть много довольно мрачноватых рассказов и про бандитов, и про самоубийц, у Шукшина рассказы более оптимистичные и добрые, больше посвящены положительным людям, хоть и обладающих своими недостатками, даже если это рассказы про бывших уголовников, как например в киноповести "Калина Красная".

В большинстве фильмов главный герой Шукшина - простой русский мужик. По моему глубокому убеждениб, никто не играл русского мужика лучше Василий Макарович.

Если сравнивать произведения Шукшина, то они гораздо больше имеют общего с произведениями Виктора Астафьева и Валентина Распутина, что и не удивительно, так как и эти писатели тоже сибиряки, выходцы из деревни, чьи произведения также в той или иной форме связаны с обычной русской деревней, часто затерянной где то в сибирских бескрайних просторах. И мне кажется, что именно таких книг, про простой русский народ, про обычных труженников села очень не хватает сейчас. Таких произведений было много в советские времена, но хороших писателей, которых хотелось читать, было крайне мало, поэтому большинство советских писателей мало кто сейчас и вспомнит. Другое дело Шукшин или Астафьев, или Распутин. Исторически так было в нашей стране, что больше всего писателей давала среда русской интеллигенции, поэтому и произведения были про думы и размышления именно представителей интеллигенции. А когда такой писатель пытался писать про простых людей, выглядело все крайне фальшиво и неестественно, что и не удивительно, так как трудно передать думы людей из другой среды, если ты сам не родился в деревне, не жил там много лет, не вспахивал землю. И с другой стороны есть какое то противопоставление в ценностях простого человека и представителя интеллигентских кругов - у простых людей нет того занозистого душевного терзания, духовного метания, поиска смысла жизни в непонятных вещах, часто рождавшихся из типичного интеллигентского безделия и ничегонеделания. У простого человека, особенно на селе, нет свободного времени на такие думы и терзания. Потому что крестьяне всегда были заняты трудом, не только в колхозе, но и на своих участках, где нужно было успеть за короткую весну и лето вспахать, посеять и собрать скудный урожай, которым и будешь жить до следующего пахотного сезона. И глупо думать, что нет у крестьянина каких либо ценностей, что эти ценности могут родится только в среде интеллигенции. Русский народ очень умный, и люди все прекрасно понимают, как бы не пытались некоторые, особенно либерально настроенные слои интеллигенции, представить его неким быдлом, бесформенной и бездумной массой. Именно простой русский народ является носителем национальных и традиционных ценностей, потому что они простые и понятные, не нужно заново изобретать велосипед и искать смысл жизни там, где его нет и в помине. Понимание смысла жизни людей уже давно сформировано в менталитете русского народа - посадить дерево, родить сына и построить дом. Простые русские люди далеки от сложных филосовских теорий и измышлений. А нужны ли они им? А что они дают обычным людям? Какая есть польза от гегелевской диалектики и марксовского материализма? Если они не отвечают на простые житейские вопросы и не помогают строить дом и растить сыновей, так зачем и кому они вообще нужны? Зато простому человеку никогда не получится внушить что черное - это белое, а белое - это черное. Потому что их нельзя одурманить диалектикой, они все прекрасно понимают. Именно поэтому крестьян никогда не любил Ленин, а вместе с ним и вся большевистская верхушка, которые тоже были в большинстве своем представителями интеллигенции и города. Именно поэтому простой народ очень не любят современные либералы, в большинстве своем тоже типичные представители интеллигенции, живущие двойными стандартами и пытающиеся поучать жизни других, не замечая часто собственное ничтожество и никчемность.

Василий Макарович Шукшин. Полное собрание рассказов, собранных в одном томе. Скачать по прямой ссылке в форматах txt, fb2 и html.

Ниже представлена ссылка на полное собрание рассказов Василия Шукшина. Нисколько не сомневаюсь, что погрузившись в чтение данной книги, вы откроете для себя мир ваших бабушек и дедушек, времена их молодости, которые они, уверен, считают лучшими годами своей жизни, чтобы сейчас не рассказывали про времена застоя, кровавой гэбни и гонений на инакомыслящих писателей и художников. Эти рассказы про времена освоения целины, Сибири и строительства ГЭС по всей стране, про времена, когда люди наконец то стали чувствовать себя людьми, а не винтиками в сложном государственном механизме. Где люди влюблялись, женились, работали, растили детей и строили коммунизм, в который очень многие тогда искренне верили. Это книга про жизнь и о жизни. Уверен, что прочитав произведения Шукшина, вы получите неизгладимое удовольствие от прочтения, а потраченное время точно не будет пустым, как чтение никчемных постов в социальных сетях.

Полное собрание рассказов Василия Шукшина, собранных в одном томе, скачать по прямой ссылке (электронное издание в форматах txt, fb2 и html)

Рассказы Василия Шукшина в виде аудиокниги: