Печать
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Отзыв о киносериале "Чернобыль" (2019)

В этой статье хотелось бы немного поговорить о вышедшем совсем недавно на телевизионные экраны сериале "Чернобыль", снятом американским телеканалом HBO совместно с британской телесетью Sky. Премьера сериала состоялась 6 мая в США и 7 мая в Великобритании. Российские же жители смогли увидеть его лишь во второй половине мая - начале июня. Основные съемки прошли в 2018 году. Почему этот сериал сняли в прошлом году, а на экраны выпустили в 2019-ом - не очень понятно. Ни прошлый год, ни нынешний не являются круглыми датами к событиям 1986 года, о которых идет речь в сериале. Видимо замысел "вызрел" именно сейчас или выбор даты выхода сериала обусловлен какими то другими, пока что неизвестными мне причинами, например политически мотивированными (предстоящие выборы в США, осенние выборы в России, смена правительства в Великобритании). Не знаю. Но фактом является то, что сериал все таки сняли, показали зрителю и он вызвал довольно широкий, в основном положительный резонанс у зрителей. Рейтинги "Чернобыля" бьют все рекорды, о нем пишут в прессе, обсуждают в блогах, в различных телепередачах. В общем, сериал получился выдающимся и резонансным. Вот о нем то мы и поговорим в данной статье, а заодно я поделюсь личными отзывами о данном кинофильме. Те же, кто сериал "Чернобыль" так и не посмотрел, могут посмотреть все пять серий прямо на сайте в режиме онлайн.

Если говорить кратко о чем этот фильм - он рассказывает о катастрофе, случившейся на Чернобыльской АЭС ночью 26 апреля 1986 года и о том как развивались события во время катастрофы, как тушили пожар и ликвидировали последствия, а также о том, какие были предпосылки к этом очень трагическому событию, отразившемуся на сотнях тысяч людей (а может даже и миллионах ) в нашей стране. Скажу сразу, фильм неоднозначный для нашего советско-российского менталитета, как впрочем и все кинофильмы, снятые про нашу историю иностранцами. Но мне в целом сериал "Чернобыль" понравился. А теперь немного подробнее о плюсах и минусах. Начну, пожалуй, с явных  минусов. Самым большим минусом является ангажированность фильма и его прозападная заидеологизированность, если так можно выразиться. Фильм уж чересчур выпячивает авторитарность советской системы, пытаясь постоянно играть на противостоянии "хорошие простые люди - плохая власть". Автоматчики, приехавшие вместе с министром силой "уговаривать" шахтеров ехать в Чернобыль, совсем уж вездесущие агенты КГБ, сидящие даже в библиотеках, солдат, безжалостно убивающий корову на глазах у старухи, отказывающейся уезжать из своего дома в зоне отчуждения. Конечно все это в большинстве своем надуманные образы и ситуации для особого подчеркивания отвратительности советской власти. Нет, советских людей в те времена не нужно было с помощью автоматов заставлять жертвовать своими жизнями ради спасения других людей. В нашей стране добровольцев во все времена было очень много, потому что воспитывались в соответствующем духе, что свои жизни ничто, что единственным благом является счастье будущих поколений и построение коммунизма, как светлого будущего всего человечества. А ради этой глобальной цели можно и собой пожертвовать. И вот эта то тема, безответной со стороны государства жертвенности народа, не очень то была раскрыта в "Чернобыле", хотя, надо отдать должное, такая попытка была создателями сериала проделана.

Невозможным, как мне думается, был бы и диалог высокопоставленного партийного чиновника с одним из главных героев сериала Валерием Легасовым, в котором он прямо защищает систему целенаправленной лжи на уровне государства. Мне это сильно напомнило недавний скандал, связанный с допингом в российском спорте, где в западной прессе также было много разговоров о государственном участии в системе подмены проб. Любят все таки на Западе выстраивать всевозможные теории заговоров, особенно связанные со странами, которые они не любят и/или боятся. Ну не было в СССР какой то целенаправленной системы, которая хотела бы сделать жизнь простых людей хуже. В большинстве своем проблемы рождались из за халатности, или из за желания выслужиться, преувеличивая успехи и преуменьшая (иногда очень значительно) имеющиеся проблемы. Вот здесь, наверное, можно говорить о какой то сложившейся системе. Но, чтобы целенаправленно, на государственном уровне, создавать и поддерживать систему откровенной лжи и замалчивания, это уже попахивает глупостью тех, кто такую точку зрения озвучивает и которой придерживается.

Съемки сериала "Чернобыль" проходили в Литве и Украине. Главные герои сериала, актеры Стеллан Скарсгорд и Джаред Харрис с заместителем командира авиабригады Украинских ВСУ Олегом Михайленко (в центре).

Съемки сериала "Чернобыль" проходили в Литве и Украине. Главные герои сериала, актеры Стеллан Скарсгорд и Джаред Харрис с заместителем командира авиабригады Украинских ВСУ Олегом Михайленко (в центре).

К минусам сериала я отношу и отсутствие натуральных съемок непосредственно в тех местах, которые показываются, например в Москве. Очень удивило, что съемки сериала происходили в Литве и Украине. А несмотря на то, что в сериале очень много упоминается и показывается Москва, никаких съемок непосредственно в самой Москве и даже в Кремле не происходило. Обошлись монтажом и компьютерной графикой. Как это ни парадоксально, но Москву снимали тоже в Литве. Хотя казалось бы какие проблемы проехать еще несколько сотен километров на восток и запросить разрешение на съемки в Кремлевской администрации? Конечно же это все добавило неестественности к общему антуражу, а местами даже видно, что многое дорисовывалось на компьютере.

Прототипом Чернобыльской АЭС во время съемок стала Игналинская АЭС в Литве. Игналинская АЭС внешне похожа на Чернобыльскую и тоже имеет ядерные реакторы типа РБМК-1500, поэтому её иногда называют "сестрой Чернобыля".

Прототипом Чернобыльской АЭС во время съемок стала Игналинская АЭС в Литве. Игналинская АЭС внешне похожа на Чернобыльскую и тоже имеет ядерные реакторы типа РБМК-1500, поэтому её иногда называют "сестрой Чернобыля".

А теперь о плюсах сериала, которых все таки значительно больше. Фильм получился очень даже не плохой. На мой взгляд, не очень удачно получился некий собирательный образ в виде Ульяны Хомюк - этакого добровольца, помогающего главному герою в решении проблем с реактором и с расследованием обстоятельств взрыва реактора. Я бы сказал что этот персонаж оказался немного "не в тему", особенно на общем фоне придать историческую окраску сериалу. Но с остальными персонажами, особенно имевших реальные прототипы, все получилось очень даже не плохо. Приглашенные актеры, многие из которых являются "звездами" западных сериалов, достаточно хорошо вписались в свои роли. Очень понравилась и проработка сценария Крэйгом Мазином, чувствуется что в тему Чернобыльской катастрофы он погрузился основательно. Что и не удивительно, так как изучением материалов о Чернобыле Крэйг Мазин занимался с 2014 года. Также очень понравилось и воссоздание атмосферы советского быта тех времен - для воспроизведения советского антуража было закуплено большое количество бытовых предметов того времени на так называемых "блошиных" рынках Литвы и Украины. По крайней мере люстры, светильники, будильники и чайники вызывали знакомые ассоциации со светлым советским прошлым) Я бы даже сказал, что и плитка с обоями в некоторых помещениях были теми самыми, с 80-ых годов прошлого столетия.

Прототипом Припяти стал спальный район Фабиенишкес в Вильнюсе. По мнению создателей он оказался наиболее похож на Припять. Также для съемок удалось найти автомобили того времени, которые также хорошо передали антураж СССР середины 80-ых годов прошлого столетия.

Прототипом Припяти стал спальный район Фабиенишкес в Вильнюсе. По мнению создателей он оказался наиболее похож на Припять. Также для съемок удалось найти автомобили того времени, которые также хорошо передали антураж СССР середины 80-ых годов прошлого столетия.

Но самым главным плюсом этого сериала, как мне кажется, является поднятая создателями сериала тема лжи на уровне государства. Лжи со стороны государства по отношению к простым гражданам. Тема государственной монополии на правду. Это также тема отношения высокопоставленных государственных деятелей к простым людям и тема цены, которую эти самые деятели готовы заплатить, только для того, чтобы скрыть неудобные или неприятные факты и события ради какой то непонятной государственной цели или целесообразности. Ложь во имя чего? Для чего и ради чего? Фильм про эти вопросы. Я иногда думаю, что именно Чернобыльская катастрофа и то, как государство на неё отреагировало, стали детонатором для будущего развала Советского Союза - огромной и сильной страны. Развал СССР стал такой же катастрофой, как и Чернобыль для миллионов людей, подавляющее большинство из которых совсем не желало развала Советского Союза. Это фильм о том, что когда в основу государственной политики положено замалчивание неудобных фактов, в первую очередь для своих же собственных граждан - это изначально тупиковый путь развития любого государства. Путь в никуда, вернее путь к ненависти по отношению к государственному строю, допустившему замалчивание или даже ложь, в результате которых умирают близкие тебе люди. Такое не прощают. Возможно кто то отнесется скептически к описываемой авторами интерпретации развития событий и даже скажет что это все сильно преувеличено, но я знаю женщину, которая родилась и долгое время до самой катастрофы жила недалеко от Припяти, и была живой свидетельницей происходивших в Чернобыле событий. У неё остались четкие воспоминания о том, как это все происходило в их городке. Когда сразу после аварии на АЭС еще никто не знал, что же произошло на самом деле и каковы объемы случившейся катастрофы, обычные люди продолжали ходить на работу, дети в школы и садики, а партийные чиновники из горкомов и райкомов уже начали вывозить из города свои семейства. Уже ходили слухи, один страшнее другого, а власти продолжали всех успокаивать, что мол, ничего особенного не произошло. А одновременно вывозили из города свои вещи и свой скарб машинами. А когда информация все таки появилась, паники избежать все равно не удалось. Люди штурмовали автобусы и поезда, мест не хватало, люди бросали свои вещи, нажитые годами, лишь бы отправить своих детей подальше от места аварии и следом уехать самим. То, что показали в сериале, было еще сильно прилизано - аккуратные колонны с автобусами, плановая эвакуация, возможно по отношению к жителям Припяти так все примерно и было, но не для соседних городов и деревень, для которых, сразу после официального признания со стороны властей факта ядерной катастрофы, машин, автобусов и поездов просто не хватало. И это вызывало у людей еще больше паники. Об этом в сериале к сожалению не рассказывается.

Мрачные современные городские виды Припяти в так называемой "зоне отчуждения". Предприимчивые украинцы, несмотря на официальный запрет, водят туда туристов. За деньги естественно.

Мрачные современные городские виды Припяти в так называемой "зоне отчуждения". Предприимчивые украинцы, несмотря на официальный запрет, водят туда туристов. За деньги естественно.

Сериал "Чернобыль" снят в первую очередь о простых людях, тех самых, которые не жалея свои жизни и здоровья по первому зову страны пошли исправлять ошибки руководителей. Ошибки, которые привели к взрыву ядерного реактора Чернобыльской АЭС. Это фильм о победе народа в войне против стихии, которая вышла из под контроля человека и в очередной раз указала нам на наше место в этом мире. Эта катастрофа показала, что человек, чтобы он о себе не мнил и как бы высоко о себе не думал, лишь малая песчинка во вселенной лишь пытающаяся прикоснуться к "океану знаний" об окружающем мире. Как и в Великую Отечественную войну, ошибки руководства страны исправлялись простыми людьми - рабочими, пожарниками, летчиками, военнослужащими. И я полностью согласен с министром культуры Владимиром Мединским в его недоумении, почему этот фильм был снят американцами и британцами, а не российскими режиссерами. Это наша трагедия и никто не смог бы её передать лучше, чем наши актеры и режиссеры. Но в любом случае, люди, снявшие данный сериал, молодцы, так как подняли тему очень важную для нынешнего поколения политиков, причем не только российских, но и в первую очередь западных, которые в своем замалчивании того, что совершает Запад по отношению к другим странам, совершают ровно те же самые ошибки, которые совершал Советский Союз. Когда говорят, что коллективный запад сейчас все больше и больше превращается в СССР в его последней стадии жизни, то имеется ввиду именно это заигрывание с правдой и замалчиванием неудобных фактов и чужих точек зрения. Впрочем и нынешнее российское руководство зачастую идет по тем же самым граблям, так видимо и не усвоив уроки советского прошлого. В качестве примера можно было бы привести относительно недавние трагические события, связанные с подводной лодкой "Курск". Очень хочется, чтобы наши российские власти четко усвоили уроки Чернобыльской катастрофы, чтобы никогда уже больше не повторять ошибки прошлого, иначе придется признать, что жертвы Чернобыля были напрасны, а нашим детям, не дай бог, придется жертвовать своими жизнями, чтобы в очередной раз исправить ошибки того или иного бездарного руководителя не важно какого ранга.