Блог
- Информация о материале
- Автор: Стрельцов
-
Категория: Блог
-
Создано: 21 ноября 2021
-
Просмотров: 5787
Взятие Бастилии 14 июля 1978 г. Событие, с которого, как считается, и началась Великая французская революция.
На днях посмотрел интереснейший цикл передач Эдварда Радзинского "Боги жаждут", впечатлениями от которого и хотел бы поделиться в статье. Многих любителей истории, как я заметил, Радзинский почему то раздражает, возможно своей излишней театральностью и постановочностью, присутствующей во всех его передачах и книгах. Но мне лично это нравится. Радзинский очень популяризирует, такую в общем то скучную науку, как история, делает её доступной для широких народных масс. Кто то возможно скажет, что чересчур переигрывает. И это так. Но главная задача - просвещение людей, решается очень хорошо. Люди любят театр и через свои передачи и книги, Эдвард Радзинский этот театр истории людям дает. За что ему и спасибо.
Казнь королевы Марии-Антуанетты 16 ноября 1793 г. Логичный конец правителей, неспособных вовремя понять и оценить веяний времени.
Исключением не стал и цикл передач о Великой французской революции "Боги жаждут", в котором Эдвард Радзинский, в присущей только ему театральной манере рассказывает, как эта революция начиналась, как протекала и как она тихо закончилась, поглотив в себе всех её главных участников - и тех кто этой революции ждал, и тех кто этой революции боялся. Радзинский показывает неразрывную связь между Великой французской революцией, произошедшей в конце XVIII века, и всеми последующими революциями, произошедшими в другие времена и в других странах. И нам особенно важна эта связь с Великой Октябрьской революцией 1917 года и невидимая связь большевиков и якобинцев.
Казнь Робеспьера и его сторонников 28 июля 1794 г., как яркая иллюстрация к словам гильотинированного жирондиста Пьера Верньо: "Революция, как Бог Сатурн, пожирает своих детей."
По иронии судьбы колесо истории с конца XVIII века Франции сделав свой круг остановилось на 1917 году в России и российское общество оказалось не готово противостоять приходу революционных авантюристов - большевиков, как не готово было и французское общество предотвратить приход к власти якобинцев. Революции действительно оказались очень похожи практически во всем. Начинаясь с благих в общем то намерений ограничения абсолютной власти тогдашних правителей - царей или королей, усовершенствования государственного аппарата и привнесения значительных свобод простому народу, обе революции потонули в крови, сначала тех, кто эти революции начинал, а потом и в крови самих якобинцев-большевиков. И захлебнувшись в крови, на руинах разрушенных революцией государств снова восстанавливались монархии, а свободы ограничивались. Во Франции конец революции ознаменовался приходом к власти Наполеона и возникновением Французской империи, в России - приходом к власти Иосифа Виссарионовича Сталина и возникновением уже Советской империи. Названия империй могут меняться, суть остается прежней. Так же как не стоит сомневаться и в абсолютизме власти двух этих правителей.
Штурм Кремля большевиками в 1917 году. Революционные события в России разворачивались четко по сценарию Великой французской революции конца 18 века.
Однако, колесо истории не остановилось в 1917 году и продолжило свое движение. И сейчас это колесо крутится дальше, подминая под собой и арабские государства, и Украину. Все революции имеют общие черты. Начинаясь с критики власти, желая власть усовершенствовать и дать людям больше свободы, революция освобождает людей от каких либо обязательств и обязанностей соблюдать законы и уважать своих правителей, что приводит к хаосу из которого только силы, способные на волевое решение уничтожать всех несогласных с ними и могут вырасти, и навести хоть какой-то порядок в стране. И все революции движутся по одним и тем же законам, в какие бы времена и в каком бы месте они не происходили - XVII век в Англии, или XXI век в Украине или Сирии. Все революции - Великие, Французские, Октябрьские или "цветные", всегда приводят к гражданской войне, которые, в свою очередь, крайне редко заканчиваются примирением воюющих сторон (в отличие, например, от обычных войн). Гражданские войны приводят либо к полному уничтожению одной из воюющих сторон, либо к распаду государств. Все революции, кроме наличия революционеров и несовершенства форм государственного управления, характеризуются также слабым правительством или правителем в государстве, неспособными вовремя среагировать на вызовы времени и проявить достаточной политической воли, чтобы подавить протестные настроения, в том числе и силой. И дать необходимые изменения в государственном устройстве, но уже не под нажимом каких-то политических сил, а добровольно и самостоятельно.
События в Украине в 2014 году еще ждут своего художника, но разворачиваются они в "лучших" традициях русской революции 1917 года.
Самое обидное, что история учит тому, что ничему не учит. История мировых революций показывает, что все революционеры заканчивают или на эшафоте под гильотиной или у "стенки". Тем не менее, всегда находятся люди, жаждущие именно революций и призывающие к ней. "Бархатных" революций не бывает - это просто красивые слова. Реальностью же является только фраза Ленина, что "революции в белых перчатках не делаются". Страшна не сама революция как факт, страшно то, что она освобождает "темные" силы в людях и вчерашний законопослушный гражданин в условиях безвластия и бессилия властей может стать настоящим негодяем, способным и к убийствам, и к насилию, и разбоям. Не хочется повторять избитую уже фразу, сказанную Отто фон Бисмарком: «Революцию планируют гении, делают романтики, а плодами её пользуются негодяи». Но так и есть. И очень хочется процитировать менее известные слова русского философа Николая Бердяева: "Все революции кончались реакциями. Это — неотвратимо. Это — закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее бывали реакции. В чередованиях революций и реакций есть какой-то магический круг."
"Цветная" революция" в Египте также закончилась свержением с последующим заточением "революционера" Моххамеда Мурси и реабилитацией сверженного революцией президента Хосни Мубарака.
Четыре главы Эдварда Радзинского "Боги жаждут" являются предостережением не только нынешним и будущим революционерам, но и всем разумным людям, всему обществу о тех опасностях, которые таят в себе насильственные смены властей и режимов, какими бы светлыми и благородными целями революционеры не руководствовались. Потому что для достижения "высоких" целей всегда необходимы какие-то средства. И цели для таких людей, всегда эти самые средства оправдывают. И те, кто сейчас, придя к власти в результате революций, отправляет своих соперников и противников на эшафот, завтра обязательно сам окажется там же. Так учит история. А закончить статью хочется словами Пьера Верньо, которые в своих передачах часто цитирует и Эдвард Радзинский. Эти слова Верньо - жирондист и непосредственный участник Великой французской революции, произнес стоя на эшафоте, перед тем как быть гильотинированным: «Революция, как Бог Сатурн, пожирает своих детей. Будьте осторожны, боги жаждут».
Цикл передач Эдварда Радзинского "Боги жаждут" можно посмотреть на сайте телеканала ВГТРК:
Глава 1 ("Боги жаждут", передача Эдварда Радзинского, смотреть on-line)
Глава 2 ("Боги жаждут", передача Эдварда Радзинского, смотреть on-line)
Глава 3 ("Боги жаждут", передача Эдварда Радзинского, смотреть on-line)
Глава 4 ("Боги жаждут", передача Эдварда Радзинского, смотреть on-line)
Эдвард Радзинский "Берегитесь, боги жаждут!":
2. Запрещается использование нецензурных слов и матерных выражений;
3. Всякий флуд также запрещается;
4. Сообщение будет опубликовано после проверки администратором (спамеры очень достали).