Блог
- Информация о материале
- Автор: Стрельцов
-
Категория: Блог
-
Создано: 20 ноября 2021
-
Просмотров: 4459
Посмотрел на днях кинофильм "Территория", снятый прежде неизвестным для меня режиссером Александром Мельником по одноименному роману Олега Куваева. Так как фильм очень впечатлил, то решил написать на него свою любительскую рецензию. Безусловно фильм неоднозначный и неординарный и именно по этой причине мнение о нем на кинофорумах в Интернете разделилось практически надвое: тех кому фильм очень понравился и тех, кому фильм не понравился совсем. Мнений, типа: разок посмотреть можно - очень мало. А это и есть главный показатель добротного и качественного кино, призванного волновать и вызывать эмоции. Лично на мой взгляд, "Территория" - лучший отечественный фильм за последние лет 10 после "Легенды №17".
Что интересно, в категории тех, кому фильм "Территория" понравился, главным образом оказались люди с возрастом за 35 лет, то есть те люди, которые застали еще советские времена, кто рос на советских фильмах и советских книгах, и кто успел застать времена пионерии и комсомола со всеми их достоинствами и недостатками. И, наоборот, среди тех, кому фильм не понравился - главным образом молодежь - родившиеся в конце 80-ых или в лихие 90-ые. И в этом то возрастном разграничении есть что-то символичное. Из главных положительных моментов, выделяемых зрителями - фильм снят в лучших традициях советского кинематографа, поэтому люди, не росшие на советском кино этот фильм и воспринимают как нечто не реальное и не совпадающее с их представлениями о современном кино, базирующемся на неких голливудских канонах - немного секса, куча спецэффектов, стрельбы и поменьше головоломок - в кино не ходят, чтобы думать, туда ходят поесть попкорн под легкий фильмец, не заставляющий думать. В фильме "Территория" этого нет - фильм о героическом труде геологов в послевоенное время, работе в сложнейших экстремальных условиях, фильм о романтике походов и экспедиций, о сильных людях, которые не просто выживают в труднейших условиях, а выполняют задание родины по поиску золота, так необходимого для восстановления разрушенной в годы войны экономики.
Людям, выросшим в тепличных условиях и даже не заставших времена безденежья и дефицита 90-ых, действительно трудно понять поколение 50-ых - 70-ых годов прошлого столетия (так называемых пятидесятников, шестидесятников), для которого романтика великих советских строек, освоения Сибири и Крайнего Севера, поиска полезных ископаемых была не пустым звуком, а реальной жизнью. "Партия сказала надо - комсомол ответил - есть". Из уютных кресел комфортных городских офисов трудно понять людей, добровольно уходивших на все короткое северное лето в экспедиции, работавших в сложных климатических условиях, когда даже летом мог выпасть снег, а таежный гнус делал невозможным работу без одежды и защитных сеток даже в жару. Символичным является момент, когда одного из главных героев, вернувшегося из одиночного похода в палатку подстреливает из пистолета напарник, после чего оставляет умирать и уходит в неизвестном направлении. Этот момент многие не поняли, тем более, что его не было в книге Олега Куваева, тем не менее, как мне кажется, режиссер хотел показать, что даже опытные люди, много прожившие и проработавшие в условиях Крайнего Севера, могут в таких экстремальных условиях сойти с ума. Выживают сильнейшие, причем не только физически, а главным образом сильнейшие духом.
Конечно, в том, что фильм многими так и не оказался понят до конца есть и вина режиссера, или сценариста. В качестве отрицательного момента необходимо отметить непоследовательность сюжета - складывается ощущение, что фильм снят как бы из отдельных рассказов и нет какой то целостности и ясности картины. Нужно прилагать значительные усилия, чтобы не запутаться в сюжетной линии и героях. Тем, кто не читал ранее оригинальный роман действительно трудно уяснить и сюжет и конечную цель мытарств героев картины.
Многим не понравился и финальный сюжет с ликованием экспедиции по поводу запуска первого человека в космос. Зачем, мол, это то вставили в картину? Никому не нужный патриотический ход, придающий картине некую пошлость и нереальность происходившего, да еще и под песню о тревожной молодости Александры Пахмутовой. Но на мой взгляд - это один из сильнейших моментов картины, очень удачно вписавшийся в сюжет и придавший смысл всем трудностям, которые пришлось испытать этим людям. Общий смысл - показать, что великие технические достижения есть не только результат работы конструкторов и работников ракетно-космической отрасли того времени, но всего советского народа, всех людей, работавших каждый на своем участке - на колхозном поле, на заводах, на стройках. Это в том числе и результат работы геологов, в сложнейших условиях искавших и находивших золото для страны, которое в последующем конвертировалось в валюту, на которую в свою очередь покупались детали и комплектующие для ракет, которые доставляли людей на орбиту, спутники к Луне, Марсу или Венере. А кто не верит, что именно так искренне люди и радовались запуску первого космического спутника Земли или полету Гагарина, пусть спросят у своих родителей, как это происходило на самом деле. А то что это было именно так, я лично верю, потому что люди раньше реально были другими, у них были другие ценности, менее материальные и более идеологизированные. Они жили этой верой в светлое будущее, с которой и восстанавливали страну, и строили все те объекты - БАМ, ГЭС, заводы, чем и живет до сир пор наша страна и та самая молодежь, которая не верит что такое было возможно.
Очень понравилось в конце посвящение этого фильма нашим родителям, которые живя в значительно худших жизненных условиях, по сравнению с нами, участвовали в строительстве советской экономики и оставили нам все то наследство, благодаря которому и мы в сегодняшней сложной политической обстановке имеем возможность жить и строить уже другую экономику, капиталистическую. Именно они и обеспечили нам тот уровень жизни, о котором наши предки и помыслить не могли. Они вынесли на своих плечах и те трудности, которые в частности показаны в кинофильме "Территория".
Безусловный плюс, который отмечают практически все - и те кому фильм понравился, и те кому нет - натурные съемки - красивейшие пейзажи Крайнего Севера. Съемки происходили на севере Красноярского края на Плато Путорана, признанного ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия. Всего картина снималась полтора года, поэтому в фильме запечатлены и летние, и зимние пейзажи. А еще в этом фильме очень гармонично вписались использованные саундтреки, в исполнении Юрия Визбора, Леонида Федорова, Кати Яровой, Юрия Гуляева, Ады Якушевой и многих других.
Резюмируя вышесказанное необходимо сказать, при всех недостатках непоследовательности сценария, фильм получился хороший и качественный, который я бы рекомендовал к обязательному просмотру. Если до конца года не выйдут еще более интересные фильмы, снятые в России, то я бы сказал, что "Территория" - лучший российский кинофильм 2015 года. Подобные фильмы именно в данный момент необходимы как никогда. Не хочется противопоставлять "Территорию" звягинцевскому "Левиафану" - фильмы подобные "Левиафану" тоже конечно нужны. Но как то несвоевременно этот самый "Левиафан" вышел в непростые для нашей страны времена. На "Левиафане" к сожалению ничего в стране не построишь, после его просмотра хочется махнуть на всё рукой и впасть в какую то вселенскую тоску. Нашей стране, как глоток свежего воздуха, необходимы фильмы, которые заставляли бы гордится своей страной и своим историческим прошлым, пусть это прошлое и не так однозначно положительно как хотелось бы. Нужны фильмы, которые бы оторвали молодежь из виртуального мира, айфонов и мнимого материального благополучия, теплых и уютных офисов и отправили на заводы, на поля, новые великие стройки, "в тревожную даль".
Еще по теме:
Название: Территория |
Территория — это место, где люди проверяются на прочность. Необозримые пространства, где тундра встречается с ледяными торосами Ледовитого океана. Суровый русский север, которому способны бросить вызов немногие. На дворе 1960 год - после войны стране крайне необходимо золото для восстановления экономики, но Территория продолжает давать только олово. Главный геолог Илья Чинков, одержимый идеей найти легендарное золото Территории, собирает команду смельчаков, готовых поставить на карту все, включая собственные жизни. Кинофильм "Территория" является экранизацией одноимённого романа Олега Куваева. Фильм, как и книга, основан на реальных событиях и повествует об открытии грандиозного месторождения золота на Крайнем Северо-Востоке страны.
Скачать с сайта торрент-файл фильма "Территория" 2015 год (качество видео DVDRip)
Автор: Куваев Олег Михайлович Название: Территория Аннотация: "Территория" является, пожалуй, лучшим романом Олега Куваева, рассказывающем об успешном открытии крупного месторождения золота где то на Северо-Востоке страны. Как сказал режиссер Александр Мельник: "Эта книга о страсти человека к своему делу, одержимости, связанной с трудом, долгом, честью, достоинством. И о людях, которые ставят работу превыше всего. В хорошем смысле слова — настоящую, большую работу." В романе нет четкой привязки к конкретным географическим объектам. В качестве поселений используются названия Поселок и Город. Считается, что под городом подразумевался Магадан, а под поселком - Певек. А организация "Дальстрой" явилась прототипом упоминаемого в книге "Северстроя". В романе искусственно сведены в единый и короткий временной отрезок очень насыщенные реальные события геологического освоения Чукотки 1949 и 1950 годы, перестройка системы Дальстроя и Министерства геологии СССР в марте-апреле 1949 года (связанная в том числе с острейшей нехваткой стратегического сырья в стране — прежде всего, урана, золота, тяжёлых металлов), и реальные, но более далёкие последующие события развития Северо-Востока 1955—1957 гг., такие как, например, ликвидация Дальстроя весной 1957 года. |
Скачать книгу Олега Куваева "Территория" с сайта (форматы DOC, FB2, TXT)
Она же на Литрес:
2. Запрещается использование нецензурных слов и матерных выражений;
3. Всякий флуд также запрещается;
4. Сообщение будет опубликовано после проверки администратором (спамеры очень достали).