Блог
- Информация о материале
- Автор: Денис Стрельцов
-
Категория: Блог
-
Создано: 20 ноября 2021
-
Просмотров: 3905
50 лет назад, в 1966 году вышла в свет знаменитая кинокартина Андрея Тарковского "Андрей Рублев", первый ограниченный показ которой состоялся только в 1967 году в Москве. Однако сама картина в то время так и не попала в широкий прокат, так как была очень неоднозначно воспринята кинокритиками и цензорами. Только в 1971 году она вышла в ограниченный прокат и лишь в 1987 году её, уже восстановленную, смогли увидеть многочисленные кинозрители. Тем не менее, фильм очень знаменательный и как никогда актуален в наше сложное, как с политической, так и с экономической точки зрения, время. Так как охватывает труднейший исторический период нашей страны, аналогии с которым невольно пересекаются и с нашим временем.
Недавно я решил снова пересмотреть этот фильм. И если когда то давно, после первого просмотра она вызывала чувство полного восторга, то со временем, когда у меня появилось уже больше жизненного опыта и знаний в области истории, данная кинокартина вызывает уже неоднозначные впечатления. Картина безусловно настоящий киношедевр. Так, как умеет передавать образы кинорежиссер Андрей Тарковский - пожалуй не умеет больше никто, по крайней мере далеко не многие из режиссеров на это по настоящему способны. В фильме очень интересные диалоги. И весь фильм как бы пронизан филосовским спором между коренным русским художником Андреем Рублевым, олицетворяющим поднимающуюся с колен Владимирскую Русь и пришедшим из далекой Византии гениальным греческим художником Феофаном Греком, символизирующим умирающий Констанинополь, до падения которого остались считанные годы. И спор у них такой же - противопоставление философии деятельного молодого народа, находящегося на пассионароном подъеме, исконного русского оптимизма и циничной философии пессимизма умирающей империи, чье величие осталось далеко позади в прошлых веках.
Фильм построен из отдельных эпизодов, связанных между собой присутствием в каждом эпизоде главного героя - Андрея Рублева. Каждый эпизод, как отдельный рассказ со своим сюжетом. Очень впечатлила новелла "Набег", о набеге на Русь хана Едигея в 1408 году, по наводке русского князя, отстраненного от власти своим братом. В данной сцене очень хорошо показано, каким злом для Руси является княжеская междоусобица, когда в борьбе за власть между князьями главным страдальцем, на которого выпадают самые страшные муки, является простой русский народ. "Паны дерутся - у холопов чубы трещат". Характерной является фраза хана Едигея, сказанная князю: "Вы, русские, и без нас сами передеретесь". Именно этот набег стал ключевым для Рублева. После того как он увидел, как легко разрушаются его труды, фрески, над которыми он долго и тщательно трудился, он дает обет молчания, который продлился почти десятилетие. И с этого же момента он перестает писать иконы, ведя обычный иноческий образ жизни.
Но, пожалуй, судя по отзывам зрителей на кинофорумах, лучшей новеллой является эпизод "Колокол". Когда князю понадобилось отлить колокол для новой церкви и он начал искать мастера, который бы взялся за это дело, вдруг оказалось, что после татарских набегов и прошедшего по Руси мора таковых мастеров не осталось в целом княжестве. И молодой отрок - сын умершего от болезни мастера по литью, берется за это труднейшее дело, где платой является либо княжеская милость, либо смерть. И справляется с этой задачей! А потом еще оказывается, что никакого секрета ему отец не открывал и не передавал свой бесценный опыт. Этот эпизод очень символичен и призван показать, что даже в сложное для страны время всегда находятся люди, способные взять на себя не посильную казалось бы задачу. И не просто взять, а справится с ней. И пока есть в стране такие люди, Русь-матушка жива и способна встать с колен даже тогда, когда казалось бы окончательно похоронена врагами. И пока есть силы отлить колокол, страна будет жить.
Фильм безусловно филосовский. Это кино о нас, о России, о многострадальном русском народе. О его несгибаемой силе воли и проблемах, наших бедах и наших же бедовых качествах и национальных чертах характера, не дающих ни покоя, ни умиротворения народу, заставляющих постоянно встревать то в драки, то в войны, то в революции. Не наши войны и революции не за наши идеи, прошу заметить. И все то нам нет покоя, и все то нам неймется, и все то везде лезем куда надо и нет. А все по широте русской души, анархической по своей сути.
Теперь о том, что не понравилось в фильме. "Андрей Рублев" - это взгляд советского либерала-интиллегента на Россию. Сквозь весь фильм очень четко просвечивается линия: плохой князь (читай, плохая власть - прим. автора) - хороший народ. Исторически фильм выдержан некорректно. По сюжету один из братьев-князей наводит татар на Русь и отбирает власть у своего брата. По факту же, период времени, описанный в фильме, приходится на время правления Великого князя Василия I, который занял "стол Владимирский" вполне легально, сменив на этом посту своего отца - Дмитрия Донского. А хана Едигея на Русь в 1407—1408 гг. наводил Иван Владимирович, князь Пронский. И то, собственно, не на Владимирское княжество, а на Рязань, с целью получить рязанское княжение. Конечно все эти исторические нестыковки вызывали сильную критику и со стороны историков. Фильм получился немного антигосударственный, неудивительно, что советская цензура его очень быстро положила на полку, не выпустив в широкий прокат.
Очень неоднозначно фильм воспринимают и любители животных. В фильме много сцен убийства животных, что тоже в свое время вызвало шквал негодования со стороны защитников животных. А сам Андрей Тарковский долго оправдывался, в том что все животные в фильме уцелели, что конечно было маловероятно, учитывая уровень технологий кинематографа того времени. В этом фильме также много кровавых сцен и сцен насилия. Безусловно эти сцены передают реалистичность и суровость того времени. Но, к сожалению, не все люди согласны это смотреть, даже если фильм является признанным киношедевром.
Кто бы и как к этому фильму не относился, можно сказать одно - фильм однозначно является одним из лучших фильмов советского кинематографа и уже вписал себя в аналы истории. Недаром, из 846 опрошенных в 2012 году журналом "Sight & Sound" кинокритиков 41 включили «Андрея Рублёва» в лучшую десятку фильмов в истории кино (итоговое 27-е место), а из 358 режиссёров 25 упомянули его в числе лучших фильмов всех времен и народов (13-е место в итоговом списке). Данный фильм однозначно надо посмотреть, хотя бы для того, чтобы составить о нем собственное мнение. И возможно вы тоже пополните ряды многочисленных поклонников Андрея Тарковского, чей гений признан не только в нашей стране.
Еще по теме:
Название: Андрей Рублев Год выпуска: 1966 Кинокомпания Киностудия "Мосфильм". Творческое объединение писателей и киноработников Длительность: 205 минут Жанр: драма Режиссёр: Андрей Тарковский Автор сценария: Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский Оператор: Вадим Юсов В ролях: Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько, Николай Бурляев и др. Аннотация: Кинокартина "Андрей Рублев" является фильмом-повествованием, разделённым на восемь новелл-эпизодов, описывающих сложнейший исторический период нашей страны - период неурядиц на Руси в начале XV века (с 1400 по 1423 годы), как бы увиденных глазами монаха-иконописца Андрея Рублёва. Отдельные новеллы сюжетно мало связаны друг с другом, но рисуют общую картину средневековой Руси, складывающуюся наподобие мозаики. Скачать торрент файл кинофильма Андрея Тарковского "Андрей Рублев" (1 серия) |
Аудиолекция 31. Прп. Феофан Грек и прп. Андрей Рублев:
2. Запрещается использование нецензурных слов и матерных выражений;
3. Всякий флуд также запрещается;
4. Сообщение будет опубликовано после проверки администратором (спамеры очень достали).