Блог
- Информация о материале
- Автор: Денис Стрельцов
-
Категория: Блог
-
Создано: 20 ноября 2021
-
Просмотров: 1912
На днях начал пересматривать один из известнейших советских телевизионных сериалов "Вечный зов" и понял, что влюбился в этот сериал, причем настолько, что даже захотелось перечитать одноименный роман Анатолия Иванова, по которому этот фильм и снимался. Парадоксально, но имея за плечами советское детство и юношество, всегда с уважением относился к советскому кинематографу и с удовольствием смотрел советские кинофильмы, особенно про войну и особенно про гражданскую войну, переживая конечно же за красных, но именно этот фильм по неизвестной мне причине прошел мимо меня. Судя по обрывочным воспоминаниям при просмотре "Вечного зова", видимо какие то серии я в детстве все таки видел, но тогда этот фильм меня что называется "не торкнул", не взял за душу, показавшись слишком сложным и занудным. А вот с возрастом понимание фильма пришло. Конечно в нем много своих недостатков, фильм очень идеологизированный, но все же в основном он настоящий, в отличие от современных сказочных сериалов. Что значит настоящий? Это значит что во многих героях фильма ты узнаешь или себя, или своих знакомых. Высказать своё отношение к этому фильму с точки зрения нашего времени, обрисовать все достоинства и недостатки мне и хотелось бы в данной статье. А заодно, может быть, и заинтересовать нашего читателя в просмотре этого, уже ставшего классическим, фильма.
"Вечный зов" считается самым "длинным" советским сериалом, состоящим из двух сезонов и 19 серий, снимавшихся в течении десяти лет - с 1973 по 1983 года. За этот сериал режиссеры Владимир Аркадьевич Краснопольский и Валерий Иванович Усков, а также оператор-постановщик Петр Григорьевич Емельянов и художник-постановщик Николай Александрович Маркин стали Лауреатами Государственной премии СССР. А через фильм прошли такие известнейшие мэтры советского кинематографа, как Ефим Копелян, Иван Лапиков, Николай Еременко-старший. Многих молодых актеров сериал сделал известными для советской публики - Вадим Спиридонов, Олег Басилашвили, Пётр Вельяминов, Елена Драпеко, Михаил Кокшенов, Ада Роговцева, Тамара Сёмина и многие другие. Вы не поверите, но даже Алексей Серебряков умудрился сняться в детской роли во втором сезоне сериала! "Вечный зов" является своеобразной семейной сагой, охватывающей своим повествованием период времени с 1905 по 1961 год. В центре киноповести находится простая крестьянская семья Савельевых, переживающая самый сложный период истории нашей страны - Русско-Японская война, Первая мировая война, революция, гражданская война, коллективизация, репрессии, Великая Отечественная война, послевоенное восстановление экономики. Вся сложнейшая история нашей страны того периода проходит через конкретную деревню и через конкретное семейство, разведя его по разные стороны баррикад.
Нужно отметить, что начав просмотр фильма я ожидал увидеть откровенную идеологизированность, общепринятую для советского периода и был приятно удивлен, что это не совсем так. Коммунистическая идеология и пропаганда конечно же присутствуют в сериале, куда же без них. Без них фильм бы в те времена никто и не выпустил бы на экраны, но она не настолько выпячивающа и не столь откровенна, как во многих других советских фильмах, снимавшихся приблизительно в то же время. Понравилось, что герои в сериале не так откровенно поделены на плохих и хороших - есть градации других оттенков помимо белого и черного. Автор книги, ставший по совместительству также автором сценария и режиссеры оставили возможность многим отрицательным героям исправиться в ходе повествования. И наоборот, некоторые персонажи, показавшиеся положительными в начале фильма к его концу становятся законченными негодяями, как это случилось с одним из главных героев - Фёдором Савельевым. Всё неоднозначно, как и вообще происходит в жизни. Что интересно, в книге все гораздо более сложно закручено с героями. В ней нет однозначных персонажей и даже один из отрицательных героев романа товарищ Поливанов, так и не был раскрыт, как человек, сотрудничавший когда то с царской охранкой. Режиссеры же пошли на некоторое упрощение и все таки раскрыли Поливанова как агента охранки в конце сериала. И это один из минусов сериала - книга получилась гораздо более правдоподобная и жизненная, чем фильм.
Удивило, что режиссеры не обошли в кино и тему репрессий. Если бы эту тему не затронули, думаю мне бы фильм не понравился совершенно, так как затрагивая такой сложнейший период истории нашей страны, как 30-е годы прошлого столетия, очень трудно было бы пройти мимо темы огульных арестов по политическим мотивам, кто бы и как к ним сейчас не относился. Репрессии прошлись очень сильно по партийной верхушке и, наверное, не было таких уголков в нашей стране и таких партийных организаций, которые бы не затронула тема арестов тех или иных партийных работников или руководителей. Однако в фильме тема была затронута очень осторожно, углы были сглажены максимально, как это только было возможно. Осторожность в теме репрессий на мой взгляд один из минусов фильма - можно было бы более четко показать негативность этого явления, тем более что фильм снимался в брежневские времена, после хрущевской "оттепели". Я не сторонник выпячивания в каждом фильме темы репрессий, как это часто делается во многих современных фильмах и сериалах, но и замалчивать эту часть истории тоже неправильно. В "Вечном зове" на мой взгляд эта тема затронута недостаточно, хотя и присутствует. Особенно чётко в кинофильме раскрывается тема героизма советских людей, ковавших победу не только на фронте, но и в тылу. Пожалуй это самый лучший фильм, где подробно описывается, какой ценой и в каких условиях создавалась продукция для фронта, как буквально в чистом поле в кратчайшие сроки воссоздавались эвакуированные предприятия и в еще более кратчайшие сроки на этих предприятиях начинали производить вооружение и военную технику. Техника не выдерживала - выдерживали люди и работали практически на износ.
Из безусловных огромных плюсов фильма - это декорации, точное воспроизведение особенностей эпохи (речь, жесты, одежда, быт и прочее), отличнейшие саундтреки (как это модно сейчас говорить), ну и конечно же актеры - главное достояние фильма. Игра актеров сериала "Вечный зов" - отдельная тема для обсуждения, местами возникает стойкое ощущение, что актеры не играют, а переживают свои роли. Впрочем, так оно практически и было. По крайней мере по воспоминаниям режиссеров фильма, Вадим Спиридонов, игравший одну из ключевых ролей, сам постоянно настаивал на пересъемке отдельных эпизодов, которыми режиссеры были в целом довольны, но сам актер чувствовал, что отыграл этот момент неправильно. Фильм был призван воспитывать новое поколение людей великой советской страны, которую многие в те времена искренне считали лучшей страной в мире. Фильм должен был развивать в людях лучшие человеческие качества. И "Вечный зов" свою воспитательную роль, как мне, кажется честно выполнил. Не вина создателей и участников фильма, что в СССР было слишком много противоречий, которые никакими хорошими фильмами устранить было нельзя.
Вообще, сравнивая с современными сериалами, пытающимися играть на том же поле эпических семейных саг, охватывающих несколько поколений людей, понимаешь насколько велика пропасть между ними и советскими сериалами, такими как "Вечный зов", или "Долгая дорога в Дюнах", или "Тени исчезают в полдень". И эта разница не в пользу современных сериалов. И опять же не хочется впадать в предвзятое состояние на вроде "раньше и солнце было ярче и трава зеленее", но глядя на то, как раньше пытались воспроизвести особенности того времени, про которое снимался фильм, как воспроизводили речь, говорок, акцент, понимаешь насколько качественнее снимались советские фильмы. Я понимаю, что сменилось несколько поколений людей и актеров, изменилась жизнь и трудно сейчас подобрать реквизиты для съемок например 50-х годов прошлого века, что изменилась культура съемки, что уже не то финансирование и не те временные рамки, которые отводят на съемки фильмов. Понимаю, что мир стал одноразовый и пластмассовый, что все выглядит слишком искусственно, и что главное теперь не передать особенности прошедшей эпохи, а главное "экшен" и "треш", главное сейчас держать зрителя в постоянном напряжении, чтобы от напряжения он поглощал как можно больше попкорна и пива. Вот от этой то одноразовости в кино (да и не только в кино, но и в жизни) воротит так, что мама не горюй. Все это понимаю, поэтому и не смотрю современные сериалы, и поэтому ни одной из новейших семейных саг назвать не смогу.
В последнее время сделал для себя интересное открытие - просмотр старых советских кинофильмов помогает снять умственную и физическую усталость, накопившуюся за рабочий день. Для многих людей в нашей стране средством снятия усталости и средством психологической разгрузки часто является алкоголь, хотя бы в небольших количествах, но как выясняется и отечественные сериалы помогают в этом плане не хуже! Как уже писал выше, современные кинофильмы редко несут в себе какой то глубокий смысл и воспитательную подоплеку. Их задача завлечь зрителя напряженным сюжетом. Добавьте сюда низкое качество фильма и сюжета. А дальше представьте себе - приходите вечером уставший после работы, а тут такое сомнительное и низкопробное зрелище. В результате никакого отдыха и снятия рабочей напряженности не получается. Советские же фильмы с присутствующей в них наивностью и вычурной идеологизированностью решают эту проблему. Лично я реально получаю от них удовольствие. Как выяснилось, очень много старого интересного кино прошло в своё время мимо меня. Сейчас же, имея доступ к Интернету легко получить и доступ к любому кинофильму, который даже не надо скачивать на компьютер, а можно посмотреть прямо на сайте. Открывая старую советскую киноклассику я открыл для себя заново целый мир, мир ушедшей великой страны и ушедшей великой эпохи. И вам искренне желаю переоткрыть для себя этот мир, в конце концов всем от этого станет только лучше.
Дополнительно по теме:
Название: Вечный зов
Автор: Анатолий Иванов
Аннотация:
Тринадцать лет работал писатель Анатолий Иванов над главным своим произведением - эпопеей "Вечный зов". В центре повествования книги род Савельевых - три поколения одной сибирской семьи, выходцев из далекого сибирского села, обладателей сильных безудержных характеров. Жизнь героев разворачивается на фоне исторических событий в России, охватывающих период с 1905 по 1960 годы. На их долю выпали три войны, революция и гражданская война, коллективизация и индустриализация, становление нового строя. И все же, даже в самых тяжелых условиях они позволяют себе любить страстно и глубоко, а ненавидеть до последнего вздоха. Сквозь призму событий, происходящих в романе, просматривается судьба великой страны, ощущается трагическое и героическое дыхание истории. По этому роману был снят многосерийный телевизионный фильм, который имел огромный успех и принес автору всесоюзную известность. Но роман актуален и в наше время, он позволяет оценить поистине титанические усилия, которые были приложены нашими предками, чтобы построить страну и защитить её от врага. Нашу страну, ту самую, в которой мы сейчас живем и в которой будут жить наши дети и внуки.
Книга Анатолия Иванова "Вечный зов" в форматах EPUB, FB2, TXT скачать с сайта по прямой ссылке
Эта же книга на Литрес:
Смотреть все серии на Яндекс-видео:
2. Запрещается использование нецензурных слов и матерных выражений;
3. Всякий флуд также запрещается;
4. Сообщение будет опубликовано после проверки администратором (спамеры очень достали).