Блог
- Информация о материале
- Автор: Денис Стрельцов
-
Категория: Блог
-
Создано: 20 ноября 2021
-
Просмотров: 1215
На днях, в поисках очередного интересного советского кинофильма, на одном из сайтов наткнулся на советский киносериал, снятый в 1986-1988 годах по одноименному произведению Максима Горького "Жизнь Клима Самгина". Вспомнив, что в детстве уже пытался этот фильм смотреть и что он тогда, что называется "не пошел", хотел сначала пройти мимо, но все таки решил пересмотреть хотя бы первую серию. И, неожиданно для себя, кинофильм захватил. Наверное не столько даже сам фильм, тем более что режиссура на мой взгляд показалась немного слабоватой, сколько реалистичность и точность передачи происходивших событий, которыми так славятся произведения Максима Горького. В общем, фильм я посмотрел с огромным удовольствием. А в данной статье хотел бы рассказать не столько о самом фильме, сколько познакомить и прорекламировать самого Максима Горького, как очень хорошего писателя, который, как мне кажется, не заслуженно задвигается как бы на второй план в нашем посткоммунистическом обществе. Что не очень хорошо, так как Максим Горький заслуживает того, чтобы стоять в одном ряду с такими известнейшими русскими писателями, как Лев Николаевич Толстой, или Фёдор Михайлович Достоевский. Ну если не на одной ступени, то точно где то рядом.
Нужно сказать, что в нашем образовательном процессе, проблема произведений Горького, впрочем, как и многих других русских или советских писателей, заключается в том, что они слишком сложны для детского и юношеского восприятия. К произведениям Горького нужно созреть, поумнеть, получить серьезный жизненный опыт, можно даже сказать, что набраться мудрости, что конечно же приходит в основном с возрастом. Именно поэтому, перешагнув уже за тридцатилетний возрастной рубеж, я с огромным удовольствием прочитал его автобиографическую трилогию "Детство", "В людях" и "Мои университеты". Конечно, имея за плечами более-менее светлое и сытное советское прошлое, трудно себе представить, что еще какие то 100 лет назад люди жили совершенно по другому. Простые люди в большинстве своем были крайне бедными и главной целью была не покупка нового айфона, автомобиля или загородного дома, а простое желание прокормить себя и свою большую семью. А семьи у простых людей, в основном крестьян, в те времена были большие, иметь в семье более 5-6 детей было в порядке вещей, зачастую такое количество детей становилось гарантией для родителей, что старость ты не закончишь на улице где нибудь под забором под забором, что дети обеспечат хотя бы куском хлеба и крышей над головой. Жизнь впроголодь, мясо только по большим праздникам, образование как гарантированная возможность выбраться из этого порочного круга - таковы реалии времени, на которое пришлось детство, отрочество и юность будущего пролетарского писателя. Однако не только бедность и голод были основными спутниками простых людей, среди простых людей рождалась настоящая народная мудрость, которую Максим Горький и пытается передать своим читателям через главных (да и через второстепенных тоже) героев своих произведений.
Краткая биография
Максим Горький - писательский псевдоним Алексея Максимовича Пешкова, известного также, как Алексей Максимович Горький. Родился Алексей Пешков 16 марта 1868 года в в Нижнем Новгороде в семье столяра Максима Савватьевича Пешкова. Есть, правда, версии, что отцом Горького был управляющий астраханской конторой пароходства И. С. Колчин, но эта версия многими биографами Горького напрочь отвергается. Мать - Варвара Васильевна, урождённая Каширина, в доме отца которой Пешков провел практически все детство, после смерти отца (о чём подробно рассказывается в повести "Детство"). В 11 лет, после смерти матери, Алексей был вынужден, что называется пойти "в люди" - работал "мальчиком" при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем, учился в иконописной мастерской. Этот период времени очень хорошо был описан самим Горьким в повести "В людях". В 1884 году Пешков пытался поступить в Казанский университет, но именно в этот год были сильно урезаны квоты на студентов из простых сословий и Алексей проваливает экзамены. А так как возвращаться ему особенно было некуда, он принимает решение остаться в Казани. В это же приблизительно время юный Алексей впервые знакомится с марксистами, кружки которых начинает посещать. С 1888 года за связь с марксистами Пешков оказывается под постоянным надзором полиции. В 1887 году в результате нервного срыва Алексей чуть было не покончил жизнь самоубийством, выстрелив в себя из ружья, однако его успели спасти. Об этом случае в последствии он очень жалел всю жизнь. Этот период времени хорошо описывается в последней книге автобиографической трилогии "Мои университеты". В конце 1889 - начале 1890 гг. Пешков знакомится в Нижнем Новгороде с известным писателем В.Г. Короленко, которому отдает на рецензию свое первое произведение "Песнь старого дуба". И хотя Короленко сильно раскритиковал это произведение, но именно с него начинается писательский путь Горького.
Весной 1891 года Алексей Пешков отправляется странствовать по "Руси". В своих странствиях побывал в Поволжье, на Дону, Украине, Крыму, дошёл до Кавказа. В 1892 году Алексей оказывается в Тифлисе,, где с помощью знакомого журналиста в газете "Кавказ" впервые печатает свое произведение про цыган "Макар Чудра" и впервые подписывается под рассказом как Максим Горький. В этом же году он возвращается в Нижний Новгород и начинает печататься в нижегородских газетах "Волгарь" и "Волжский вестник", а его литературным наставником становится все тот же В.Г. Короленко. В 1893 году Горький вступает в первый невенчанный брак с Ольгой Каменской, а в 1894 году этот брак уже распадается. С 1895 года Горький уже пишет более активно, помимо рассказов появляются романы и повести, его охотно печатают, притом не только в Нижнем Новгороде. В 1896 году Горький женится повторно, на дочери разорившегося помещика Екатерине Волжиной, которая станет его единственной официальной женой. Одновременно с писательской деятельностью, Горький продолжает посещать марксистские кружки, причем не только в Нижнем Новгороде, но и в Сормове, и даже в Санкт-Петербурге. В 1901 году пишет он прокламацию, призывающую к борьбе с самодержавием за которую был арестован и выслан из Нижнего Новгорода. 21 февраля 1902 года Горького выбирают в почетные академики Императорской Академии наук, но Николай II самолично его оттуда вычеркивает за участие в революционных мероприятиях. В 1903 году Горький уходит из семьи (к тому времени у него уже двое детей) и начинает жить с актрисой МХТ Марией Андреевой, которой увлекся еще в 1900 году. Они живут гражданским браком то в Москве, то в Санкт-Петербурге, Андреева станет его фактической женой аж до 1919 года, официальный развод с Екатериной Волжиной Горький так никогда и не оформил. В 1905 году Горький вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию, где знакомится с Лениным. Был активным участником революции 1905—1907 гг. За революционную прокламацию и в связи с расстрелом 9 января был снова арестован и заключен в одиночную камеру Петропавловской крепости, но под давлением общественности через непродолжительное время освобожден.
В 1906 году Горький из за политических преследований на родине покинул Россию. Сначала он едет в США, но из за туберкулеза вскоре перебирается в Италию с её более благополучным климатом. В Италии он поселился на острове Капри, где прожил 7 лет с 1906 по 1913 гг. Там он жил обычной размеренной жизнью на вилле "Спинола", принимал гостей, дважды в гостях у Горького бывал Владимир Ильич Ленин, который в то же самое приблизительно время был в эмиграции сначала во Франции, а позже в Швейцарии. В 1913 году по амнистии, объявленной царем в честь 300-летия дома Романовых, Горький возвращается в Россию и поселяется в Санкт-Петербурге. С 1914 по 1916 гг. Горький редактировал большевистские газеты "Звезда" и "Правда", издавал журнал "Летопись, основал издательство "Парус". В этот же период времени он написал и опубликовал две из трех автобиографических повестей - "Детство" и "В людях". Обе революции 1917 года - Февральскую и Октябрьскую, Горький принял прохладно. Особенно Октябрьскую - критиковал большевиков за репрессии по отношению к бывшему правящему классу, духовенству и интеллигенции, вёл общественную и правозащитную деятельность. Отношения между Лениным и Горьким после октября 1917 года омрачились, снова они укрепились после покушения на Ленина в августе 1918 года и снова ухудшились в начале 20-ых годов.
В 1921 году Максим Горький снова уезжает за границу. По официальной версии на этом отъезде настоял сам Ленин, чтобы Горький смог поправить вновь ухудшившееся здоровье. По неофициально версии - отъезд стал результатом разногласий с советской властью. В 1921-1923 гг. Горький жил в Херингсдорфе, с 1924 года снова в Италии, в Сорренто, жил на вилле ""Il Sorito и в разных санаториях. Именно в этот заграничный период времени Горький пишет одни из лучших своих произведений - роман-эпопею "Жизнь Клима Самгина" и последнюю часть автобиографической трилогии "Мои университеты". С мая 1928 года Максим Горький периодически посещает Советский Союз и начинает жить практически "на два дома" - зиму и осень он переживает в Италии, все остальное время - в СССР. С октября 1932 года он уже постоянно живет только в СССР, за границу его уже больше не выпускали. В Советском Союзе Горький занимается организацией Всесоюзного съезда советских писателей, работает редактором в нескольких изданиях, занимается общественно-политической жизнью, не особо, впрочем, влезая в политику. 11 мая 1934 года неожиданно умирает сын Горького от первого брака Максим Пешков, а всего через два года после этого события - 11 июня 1936 года на своей даче в подмосковных Горках после непродолжительной болезни от гриппа умирает и сам Максим Горький. По распоряжению Сталина Горького кремировали, а урну с прахом захоронили в Кремлевской стене. На похоронах, в числе прочих, урну с прахом Горького несли Сталин и Молотов. Вокруг скоротечной смерти Горького ходили слухи об отравлении, но эта версия не нашла своего подтверждения и большинством историков отклоняется, как очередная теория заговора.
Моё погружение в произведения Максима Горького началось, как уже писал ранее, с серии книг, посвященной детству, отрочеству и юности писателя. Среди русских писателей того времени, пожалуй и не было людей, так живо и реалистично описывающих жизнь простых людей - крестьян, ремесленников, рабочих. Что и не удивительно, писатели появлялись в основном в среде интеллигенции, более того - в среде дворян, что объяснялось просто - именно эти люди в те времена могли получить качественное образование. И в этом плане Максим Горький самый настоящий самородок - обучившись элементарной грамоте только в подростковом возрасте, он страстно полюбил книги, очень много читал и именно книги способствовали тому, что он сам начал писать уже в двадцатилетнем возрасте. При этом, более менее правильно и без грамматических ошибок Горький стал писать только ближе к сорокалетнему возрасту и никаких университетов он в результате так и не окончил. Вполне логично, что никто не мог бы написать лучше о жизни простого народа, чем сам выходец из простого народа - Максим Горький, он же Алексей Пешков. Поэтому, когда читаешь произведения о простых людях у того же Чехова в рассказах, возникает стойкое ощущение какой то искусственности и недостоверности. Сложно все таки российскому интеллигенту понять простых людей, мыслят они как то по другому, да и жизненный опыт у них другой, более все таки благополучный, даже если эти интеллигенты являются народниками-революционерами, специально идущими в народ. Ну не было у большинства из них голодного и беспризорного детства. Еще Ленин правильно говорил про интеллигентов-народников: "Страшно далеки они от народа". Все таки, что ни говори, разрыв между интеллигенцией и простым народом был, есть и по всей видимости всегда будет очень большим. Именно поэтому рассказы Горького о простых людях читаются гораздо естественнее, в отличие от произведений многих других, даже очень известных и хороших писателей.
Впрочем, верно и обратное. Попытка Горького в книге "Жизнь Клима Самгина" описать жизнь типичного мещанина, этакого представителя интеллигенции из рядов бывших дворян времен конца XIX - начала XX века, выглядит не очень удачной. Хотя сама книга мне в целом понравилась, как в целом понравился и сам фильм, снятый немного в духе абстракционизма. Несколько нелепыми в наше время выглядят рассуждения и споры героев фильма о Толстом, крестьянах и рабочих, о революции, но возможно именно так и рассуждали наши не очень далекие предки во время дружеских посиделок или во время собраний в каких то полуреволюционных кружках. Нам сейчас этого не узнать, только из воспоминаний очевидцев и произведений писателей того времени мы и можем почерпнуть какую то информацию. В основном конечно это были споры идеалистов с материалистами, впрочем эти споры ведутся и сейчас, может быть только немного в иной форме. А вообще, читая в произведениях классиков об этих спорах возникает стойкое ощущение, что идеалистов-толстовцев раньше было значительно больше. Что впрочем и не удивительно - XX-ый век с его коммунистическими революциями, научным материализмом и атеизмом, а также научно-техническим прогрессом сделали свое темное дело - идеалистов, рассуждающих о душе, о первичности нравственности и о боге стало значительно меньше, я бы даже сказал, что их практически не осталось. И это очень плохо, потому что на место нравственности и высокой морали приходят вседозволенность, безбожность и деньги. Именно деньги стали главным культом и "золотым божком", которому поклоняются в так называемом "цивилизованном мире". А дальше как по Достоевскому: "А если бога нет, то значит всё можно?" Книга "Жизнь Клима Самгина" о вполне заурядном человеке, родившемся в типичной для того времени интеллигентской семье из представителей обедневших дворян, которые вроде как думают и спорят о народе, в попытке найти какой то способ улучшения жизни простых людей, но именно в этом и проблема, что слишком они много рассуждают о благе для народа, не зная сам этот народ, не понимая его сущности. Семья этаких идеалистов-теоретиков, которых, кстати, очень много к сожалению и в наши времена. Книга очень хорошо показывает, как родившись в подобной семье, среди этих многочисленных споров о том, как лучше облагодетельствовать народ, человек становится циником, самовлюбленным в собственные убеждения и в собственную личность павлином, а по сути никчемным и совершенно бесполезным для общества человеком. Книга показывает, как в окружении в общем то прогрессивных для своего времени людей рождаются типичные мещане, этакие индивидуалисты, ставящие себя в центре вселенной. И вроде как бы такой человек оказывается вовлечен в революционные процессы и даже помогает революционерам, но как то все происходит неискренне, скорее из страха ожидания этой самой революции, которая должна перевернуть весь жизненный уклад в стране.
Сам же Горький, поддерживавший марксистов, как ни странно был в большей степени идеалистом. В свое время он даже проповедывал идею богостроительства, а во многих произведениях Горького сквозит мечта о появлении неких сверхлюдей - этаких суперменов, обладающих обширнейшими познаниями, мощным интеллектом, силой воли и физической силой, способных преодолевать любые трудности и решать любые проблемы. Неудивительно, что он довольно скептически отнесся и к Февральской, и к Октябрьской революциям. С большевиками и конкретно с Лениным у него были существенные разногласия, почему он в начальный советский период и оказался фактически в эмиграции, вернувшись в СССР только в начале 30-ых годов XX столетия. Но также нужно сказать, что в конечном итоге большевизм он все таки принял. Существует несколько точек зрения разных историков, было ли это искренне под влиянием изменившегося со временем мировоззрения или эта мера была все таки вынужденная. Большинство историков считает, что более верно последнее. Жизнь в эмиграции конечно же была не сахарной, меня, к примеру, поразил в свое время интересный факт, что прожив 15 лет в Италии, Горький так и не выучил местный язык. Конечно же жизнь в изоляции от родной страны и от родного народа очень сложна, особенно для писателя, человека творческого и духовного. Тем более, если ты всем сердцем любишь и страну и народ, и особенно своих читателей. Неудивительно, что Горький пошел, что называется на попятную и стал несколько проще смотреть на Советский Союз и на внутренние политические процессы, происходившие в нашей стране в конце 20-ых - начале 30-ых годов. А это и массовая коллективизация с сопровождавшим её раскулачиванием крестьян, это и борьба с таинственными вредителями в промышленности, это и продолжающиеся аресты священников, бывших царских офицеров, представителей других политических партий. Конечно же Горький все это видел, обо всем этом читал в советской прессе и все прекрасно понимал, но закрывал на это глаза. Помнится, меня сильно поразило одно воспоминание, по моему из Солжениценского "Архипелага Гулага". В 1929 году в лагерь на Соловках приехала целая делегация советских общественных деятелей с иностранными журналистами, которую возглавлял как раз Максим Горький. Естественно руководство лагеря устроило обычную российскую показуху - заключенных переодели в чистенькие робы, накануне несколько дней усиленно кормили, везде все отмыли, сделали небольшой ремонт, привели лагерь в порядок, неблагонадежных зеков угнали в соседние лагеря, заключенным выдали книги, газеты, журналы. И вот эта делегация заходит в комнату отдыха заключенных, зеки сидят на стульях с газетами и журналами, только перевернутыми на 180 градусов, в положении в котором читать невозможно. Горький все понял, молча развернулся и вышел из комнаты, после чего эта делегация довольно быстро покинула лагерь, отправившись дальше по маршруту с подобными "потемкинскими деревнями". Конечно же человек, который в 1918 году писал Ленину довольно резкие письма, в которых просил освободить арестованных большевиками заложников - бывших царских политиков, писателей, общественных деятелей, офицеров, не мог не понимать и не видеть, что советская система носит репрессионный и авторитарный характер. Может это соглашательство с действующей властью и не очень хорошо характеризует Максима Горького, как личность, но как говорил Иисус Христос: "Пусть первым кинет в меня камень, кто сам без грехов". Никому не пожелаю оказаться перед тем морально-нравственном выбором, который пришлось делать Горькому. Как говорится: "Да минует нас чаша сия".
Но несмотря на то, что как писатель, Максим Горький был очень обласкан советской властью (по общему тиражу выпущенных в советские годы книг Горький на третьем месте после Льва Толстого и Александра Пушкина) и был признан официально основателем так называемого социалистического реализма, тем не менее это нисколько не умаляет его произведения. Его рассказы и повести - уникальнейшее народное творчество, несущее в себе многовековую народную мудрость. Не ту мудрость, которая сформулирована высокообразованными представителями тогдашнего элитарного общества - разными писателями из дворянской среды, многочисленными мудрствующими философами, мудрость, которую зачастую и сами философы не понимают, а простую народную мудрость, сформулированную простыми и где то даже грубыми словами, но понятную и доступную всем слоям общества. И эта мудрость универсальна, она будет таковой в любые времена, и в наше, технологически очень стремительное время и у будущих поколений. Поэтому книги Максима Горького крайне рекомендую к прочтению, а кинофильмы, снятые по его произведениям, к просмотру. Поверьте, получите неизгладимое удовольствие.
Дополнительно по теме:
Название: "Детство", "В людях", "Мои университеты"
Автор: Максим Горький
Аннотация:
Представляю вашему вниманию одно из лучших произведений Максима Горького - автобиографическую трилогию "Детство", "В людях" и "Мои университеты". Трилогия фактически описывает жизнь писателя с момента рождения в 1868 году по 1890 год. В Российской империи этот исторический период характеризовался бурным ростом промышленности и общим обнищанием крестьянства, результатом чего стал активный переток большого количества людей из крестьянства в рабочий класс, что в общем то и породило в России пролетариат. Несмотря на бурный рост промышленности и активное строительство железных дорог по всей стране, жизнь простых людей была крайне бедной, можно даже сказать, что нищей. Именно этот период времени в нашей стране характеризуется появлением большого числа богатых людей - будущей буржуазии, в основном из числа купечества, с одновременным обнищанием большого количества простых людей. И именно этот период характеризуется своеобразным застоем в общественно-политической жизни страны - с народовольцами было уже покончено, а марксисты в России еще не появились, только жалкие зачатки будущего мощного революционного движения начинают пробиваться среди некоторых людей. В этих то непростых условиях и протекает жизнь простого паренька Алеши Пешкова, очень рано потерявшего обоих родителей и оставшегося на попечении бабушки и дедушки. Через эти повести проходят разные люди с абсолютно различными характерами, которые так или иначе, в большей или меньшей степени, присутствовали в жизни будущего писателя. Эти люди разные, среди них есть и хорошие, есть и плохие. Но все они имеют собственное мнение и собственную точку зрения о многих, в том числе и довольно глобальных вещах и событиях. А некоторые простые люди, как например бабушка Алёши, являются настоящими философами, в чьих рассказах и рассуждениях заключена вековая народная мудрость, носителями которой они и являются.
"Детство", "В людях", "Мои университеты" аудиокниги на Литрес:
2. Запрещается использование нецензурных слов и матерных выражений;
3. Всякий флуд также запрещается;
4. Сообщение будет опубликовано после проверки администратором (спамеры очень достали).