Блог
- Информация о материале
- Автор: Денис Стрельцов
-
Категория: Блог
-
Создано: 20 ноября 2021
-
Просмотров: 1300
14 марта 2021 года исполняется сто тридцать восьмая годовщина со дня смерти одного из величайших философов и мыслителей XIX века, идеи которого фактически перевернули мир в веке XX. Споры вокруг идей Маркса и его политэкономии не стихают и в наши дни. Сам Карл Маркс умер в бедности, практически по самый последний день терпя лишения, и всю свою жизнь посвятил формулированию и продвижению коммунистических идей, создателем которых и стал вместе с Фридрихом Энгельсом. Идеи неоднозначные, имеют во всем мире как ярых сторонников, так и явных противников. Споры о коммунистической идеологии не стихают, а враги коммунизма делают все, чтобы эти идеи не завладели умами людей. Да и роль коммунистов, как главного пугала для правящего класса и капиталистов никто не отменял, думаю что в развитых странах уровень жизни большинства людей стал за последние десятилетия значительно выше только благодаря коммунистическим революциям, прокатившемся по всему миру со второй половины XIX века и по вторую половину века XX. Вот о главном идеологе коммунизма и создателе коммунистических идей мне и хотелось бы поговорить в данной статье, а заодно немного поразмышлять об основных коммунистических идеях, их перспективах и возможных последствиях для общественного мироустройства.
Карл Маркс родился 5 мая 1818 года в городке Трир Королевства Пруссия в семье адвоката еврейского происхождения Генриха Маркса и Генриетты Маркс, урожденной Прессбург. В 1830—1835 годах Карл учился в гимназии Фридриха-Вильгельма в Трире. По окончании гимназии поступил в университет, сначала в Боннский, где проучился два семестра, а потом в Берлинский, где изучал юридические науки, историю, историю искусств и философию. В 1837 году тайно обручился с Женни фон Вестфален, которая позже станет его женой. В 1841 году Маркс экстерном окончил Берлинский университет, учась в котором уже начал писать свои первые работы. Очень увлекался философией Гегеля и первоначально по своим философским взглядам относился к гегельянцам-идеалистам, но со временем стал отходить от некоторых взглядов Гегеля, разрабатывая собственную теорию, основанную также на материализме. По окончании университета Маркс переселился в Бонн, рассчитывая стать профессором, но политика правительства и семейные проблемы заставили Маркса отказаться от учёной карьеры. В 1842—1843 годах Карл Маркс работал журналистом и редактором оппозиционной газеты "Rheinische Zeitung", в которой жестко критиковал правительство, из за чего газета подвергалась сильной цензуре и всевозможным ограничениям. В конечном итоге, в марте 1843 года газету закрыли, а Маркс продолжил работу журналистом уже в другой газете, тоже оппозиционной действующему правительству. В октябре 1843 года из за угрозы ареста Карл Маркс был вынужден покинуть Пруссию и переехать в Париж. С этого времени и начинаются эмигрантские скитания Маркса по чужим странам. В Париже Маркс познакомился с Пьером Жозефом Прудоном - французским философом, русскими эмигрантами Михаилом Александровичем Бакуниным и Василием Петровичем Боткиным, завязал широкие знакомства с французскими радикальными кругами, с представителями революционных кругов различных стран, обитавшими тогда в Париже. Именно в Париже 28 августа 1844 года состоялось знакомство Карла Маркса с Фридрихом Энгельсом, которое в дальнейшем переросло в крепкую дружбу до конца жизни. В начале февраля 1845 года Маркс был выслан из Парижа и переехал в Брюссель, куда позже приехал и Энгельс. В Брюсселе Маркс совместно с Энгельсом написали первую совместную работу "Немецкая идеология", в которой выступили с критикой идей Гегеля и младогегельянцев. А весной 1847 года Карл Маркс и Фридрих Энгельс примкнули к тайному пропагандистскому обществу "Союз справедливых", который позже был преобразован в "Союз коммунистов" и именно по поручению этого общества они написали свой знаменитый "Манифест коммунистической партии", который был опубликован 21 февраля 1848 года в Лондоне и стал одним из фундаментальных трудов этих двух величайших философов своего времени, положивших начало коммунистической идеологии.
В феврале 1848 года Карл Маркс, как неблагонадежный элемент, был выслан уже и из Брюсселя обратно в Париж. После мартовской революции в Германии он вернулся на свою родину, в город Кельн, где организовал выпуск революционной газеты "Neue Rheinische Zeitung". В 1949 году, после поражения майских восстаний 1849 года в Саксонии, Рейнской Пруссии и Юго-Западной Германии, начались репрессии против революционеров, газета "Neue Rheinische Zeitung" прекратила свое существование, а Маркс был вынужден снова покинуть Германию, теперь уже окончательно. Сначала он вернулся в Париж, но под давлением местных властей вынужден был оттуда перебраться в Лондон, где и жил уже до конца своей жизни, так и не получив от властей Великобритании гражданства. В Лондоне Маркс жил в бедности, постоянно испытывая нужду и нехватку денежных средств. Только финансовая помощь со стороны Фридриха Энгельса спасали семью Маркса от голода. Несмотря на это, именно в Лондоне Карл Маркс основал первую международную рабочую организацию, продвигавшую коммунистические идеи - Первый Интернационал. И именно в Лондоне он написал свой самый известный труд "Капитал", давший жизнь целому направлению в философии и политэкономии. Работа над "Капиталом" проходила несколько лет, в течении которых Карл Маркс практически с нуля изучил несколько дисциплин, казалось бы совершенно не связанных с базовой работой - математику, агрохимию, минералогию. Начав работать над "Капиталом" в 1850 году, только в мае 1867 года вышел в свет первый том. Второй и третий тома вышли в свет уже после смерти Маркса - в 1885 и 1894 годах. Сам же Маркс умер 14 марта 1883 года в возрасте 64 лет в Лондоне от развившегося катара. Последние два тома в свет выпускал уже Фридрих Энгельс, дорабатывая черновики, оставшиеся после смерти Маркса. Похоронен Карл Маркс был на Хайгейтском кладбище в Лондоне 17 марта 1883 года, на похоронах присутствовало всего 10 человек, а сами похороны были крайне скромными.
В наше сложное время отношение к коммунистическим идеям, которые первыми сформулировали именно Маркс и Энгельс, крайне неоднозначные, что очень печально. И причина здесь, как мне кажется, кроется именно в истории нашей страны, где большевики пытались построить справедливое общество именно по марксистским принципам, но методами и способами очень сомнительными и жестокими. И вопрос здесь не к идее марксизма, а именно к способам реализации основных коммунистических идей в нашей стране. Я бы не стал смешивать сталинизм или троцкизм с марксизмом. Это, мягко говоря, немного разные понятия и именно сталинские способы внедрения коллективизации, диктатуры пролетариата, репрессии по отношению не только к классовым врагам, но и крестьянам, армии и членам ВКПб привели к колоссальнейшей компрометации в общем то очень хорошей идеи в основе которой лежат принципы построения справедливого общества, в котором "от каждого по способностям, каждому по потребностям". Как уже ранее упоминалось, коммунистические идеи основываются на материализме Гегеля, означающем, что главной задачей общества должно быть обеспечение всех его членов материальными благами, устранение голода и тогда члены такого общества, в котором нет лишений, не нужно думать как себя прокормить и как достать те или иные материальные блага, начнут думать о более высоких идеях и ценностях. Именно Марксу принадлежит цитата: "He сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание." И конечно же для построения справедливого общества необходимо уничтожить эксплуатацию одних людей другими, без устранения угнетения, существующего из за классовости общества, коммунизм невозможен в принципе.
Надо ли говорить, что очень многое для коммунистических идей было взято из христианской религии, и в основу коммунистический идей о построении справедливого общества легли именно христианские ценности, которые проповедывал еще Иисус Христос своим ученикам - будущим апостолам. Несмотря на это, Маркс крайне негативно относился к религии вообще и к христианству особенно. Маркс и Энгельс считали, что религия возникает в силу причин, коренящихся в самой организации человеческого общества и что религия была придумана и защищает интересы правящего класса и эксплуататоров, помогая эксплуатировать рабочих и крестьян, выступает как орудие духовного угнетения трудящихся, способствует укреплению классового принципа общественного устройства: "Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа."
Не удивительно, что и весь исторический процесс развития человеческого общества рассматривался Марксом через призму межклассовой борьбы. Маркс писал: "Главной движущей силой истории человечества является конфликт между производительными силами и производственными отношениями." А в основе всего, вернее сказать, главной причиной межклассовой борьбы, Карл Маркс называл частную собственность, в устранении которой он и видел главную цель коммунистов:
"На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке."
И еще (из "Манифеста коммунистической партии"):
"История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов… Современная буржуазная частная собственность есть последнее и самое полное выражение такого производства и присвоения продуктов, которое держится на классовых антагонизмах, на эксплуатации одних другими. В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности."
У меня вызывает только удивление невежество некоторых политиков, особенно европейских, желающих поставить знак равенства между коммунизмом и нацизмом, рожденным в Германии в 20-ых годах прошлого столетия, небезызвестным Адольфом Гитлером. Эти идеи, мягко говоря, антагонистичны по своей сути. Если в основе нацистской идеологии лежит превосходство одной расы или нации над другой, то в основе коммунистической идеологии находится равенство всех людей и народов, и даже равенство на всех остальных уровнях, так как в коммунизме заложен принцип бесклассовости. Как в принципе можно считать преступными идеи, в основе которых лежит справедливость, равенство, демократия и интернационализм? Возможно большинство людей, которые пытаются уравнять нацизм с коммунизмом являются невежественными и не образованными, но я думаю, что скорее всего разницу они прекрасно понимают, а компрометируют коммунизм сознательно, обслуживая интересы правящего класса и капиталистов, от которых в большинстве своем и получают деньги. В свое время Карл Маркс очень хорошо сказал в "Манифесте коммунистической партии": "Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские." С тех пор ничего не изменилось, другие силы объединились в борьбе с коммунизмом - в первую очередь оплот капитализма - Соединенные Штаты Америки, недаром именно Штаты исторически очень боятся коммунистических идей, записывая во враги всех людей, этим идеям симпатизирующих. И история коммунистических революций - кровавая и безжалостная очень сильно поспособствовала укреплению антикоммунистических сил, левые силы, ориентированные во всем мире на социальные преобразования, очень ослабли за последние десятилетия, но сам марксизм жив и скорее всего всегда будет продолжать будоражить умы и находить сторонников, так как альтруистов, жаждущих социальной справедливости для всех всегда будет много во всем мире. Рано его хоронить.
Конечно марксизм не безупречен. И хотя Ленин говорил: "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно", конечно не по всем пунктам и не для всех людей все тезисы из идей Маркса и Энгельса применимы. С моей точки зрения в нем очень много утопичного и заложенная в учении Маркса доктрина диктатуры пролетариата всегда будет кого то отпугивать от этих идей. Но чем дольше капитализм будет существовать на планете, порождая все новые несправедливости и угнетения одних людей другими, всегда у человечества будет желание установить альтернативные варианты развития, основанные на социальных преобразованиях, на уменьшении социального и экономического неравенств, как между людьми, так и странами. Капитализм имеет огромное количество побочных явлений и характеризуется периодическим возникновением экономических кризисов, значительно ухудшающих экономическое положение простых людей, которых всегда было, есть и будет большинство. И, возможно, в части решения проблем капитализма коммунизм выглядит немного радикальным средством, но одна из его фаз - социализм, может быть альтернативным вариантом развития, что многие скандинавские страны сейчас и показывают. В любом случае, я уверен, марксизм еще не раз в истории человечества реинкарнируется, вернется в человеческие умы и потрясет основы капиталистического мира. А закончить статью хотелось бы пророческими словами Карла Маркса, все из того же "Манифеста коммунистической партии": "Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"
"Капитал" Карла Маркса в виде аудиокниги:
2. Запрещается использование нецензурных слов и матерных выражений;
3. Всякий флуд также запрещается;
4. Сообщение будет опубликовано после проверки администратором (спамеры очень достали).