Germany | Finland | Saint Petersburg | Italy
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Русское добровольческое движение: правда и вымыслы.

Добровольцы 3 Русского добровольческого отряда в Югославии

Высказаться в данной статье по поводу русского добровольческого движения меня побудило прочтение довольно любопытной книги Олега Валецкого "Волки белые" о русских добровольцах, воевавших в Югославии в 1993-1999 гг. прошлого века. Книга, написанная человеком, прошедшим почти все военные компании в Югославии, заставила по иному взглянуть и на те события, как впрочем и на само русское добровольческое движение в целом. Многие мысли Олега Валецкого, вольно или невольно, в какой то мере пересекаются с мыслями другого добровольца Юрия Евича, воевавшего уже в другой войне - на Донбассе и написавшего по итогам своего участия в этой войне книгу "В окопах Донбасса". Разные войны, разные люди, но объединенные одной общей идеалистической целью, которую часто даже не могут сформулировать, но которая заставила бросить работу, привычную жизнь, обжитое место и поехать куда то в другие края рисковать своим здоровьем и жизнью. Впрочем, для Евича Донбасс был малой Родиной, на которой остались жить его родители и за которую он поехал воевать, в отличие от Валецкого, уехавшего из России на Балканы. Но не в этом суть. Оба поступка безусловно сильные, на которые очень не многие могут решиться. У того же Евича до войны было высокооплачиваемая работа, которую пришлось бросить, чтобы посвятить себя спасению человеческих жизней на войне, развязанной новыми украинскими властями.

Вообще то добровольчество вещь довольно относительная и не имеет точной формулировки, хотя в большинстве своем под этим термином понимается добровольное участие в чем то, в основном в боевых действиях, без извлечения какой либо выгоды, в основном по велению сердца и следованию каким то своим внутренним убеждениям, идеалам и принципам. Безусловно добровольчество трудно отделить в какой то степени от авантюризма, да и во многом, как ни крути, часто за добровольческим участием может незримо маячить чей то конкретный коммерческий или политический интерес. Так, к примеру, добровольцами были и казаки, осваивавшие просторы Сибири в XVI - XVIII веках, но часто экспедиции добровольцев оснащались и с конкретными целями разведывания новых мест, богатых пушниной и драгоценными металлами. А освоение Русской Америки вообще происходило при участии коммерческой организации, которая занималась промыслом рыбы и пушнины. Есть много примеров и использования добровольцев государством для достижения определенных политических и экономических целей. Особенно этим пользовался СССР, достаточно вспомнить добровольцев из числа военнослужащих, воевавших в Испании в конце 30-ых гг. прошлого века, или советских советников уже послевоенного периода времени, помогавшим в Корее, Вьетнаме, Анголе и многих других государствах воевать против развитых капиталистических стран, продолжавших колониальную и империалистическую политику в отношении этих самых стран. Опять же, слишком тонкая грань проходит между добровольцами, помогающими другим народам из своих личных убеждений и потенциальными наемниками, приезжающими в конкретную страну воевать за деньги. Необходимо признать, что были среди русских добровольцев и такие, хотя наемников вряд ли можно назвать добровольцами. Тем не менее именно эта разница между добровольчеством и наемничеством и является основным водоразделом между русскими добровольцами и иностранными, которые в основном воюют за деньги. И этот раздел настолько явный, что безусловно позволяет выделять русское добровольческое движение в отдельный феномен, которого в основной своей массе нет у других народов, хотя конечно и среди других народов много добровольцев. Достаточно вспомнить в этом плане знаменитого Эрнесто Че Гевару, который давно стал символом непоколебимого революционного духа и бескорыстного добровольчества.

По данным А. Окорокова, всего в англо-бурской войне приняло участие около двухсот пятидесяти русских добровольцев, среди которых были князь Багратион-Мухранский, подпоручик Августус, штабс-ротмистр Ганецкий и многие другие русские военные и гражданские.

По данным А. Окорокова, всего в англо-бурской войне приняло участие около двухсот пятидесяти русских добровольцев, среди которых были князь Багратион-Мухранский, подпоручик Августус, штабс-ротмистр Ганецкий и многие другие русские военные и гражданские.

Необходимо сказать, что история русского добровольческого движения своими корнями уходит во времена Киевской Руси. Достаточно вспомнить Новгородскую "республику", которая приросла громадными территориями только за счет участия добровольцев в многочисленных походах (знаменитые походы так называемых новгородских ушкуйников). В более поздние периоды можно отметить, что добровольчество развивалось в основном за счет казачества, именно казаки присоединили Сибирь к России и способствовали распространению России на Северо-Восток и Дальний Восток. Из добровольцев безусловно состояли и войска, освобождавшие Москву в Смутные времена. Но главный всплеск настоящего добровольческого движения за освобождение славянских и православных народов от турецких захватчиков пришелся на век XIX. Важно подчеркнуть, что русские добровольцы исторически во всех войнах отметились как люди, воевавшие на стороне угнетенных стран или народов и в войнах в основном освободительных против захватчиков или империалистов. Достаточно вспомнить практически все войны XIX века, это и Балканы и Итало-Эфиопская война и Англо-Бурская война. Да и войны XX века отмечены в основном участием русских добровольцев на стороне бывших колоний в войнах против империалистических держав или в гражданской войне в Испании против фашистов, или в гражданской войне в Югославии на стороне сербов практически против всего блока НАТО. Понятно, что на стороне беззащитных бывших колоний наемников не было по банальной причине отсутствия денег и зачастую это были спонтанные восстания против какого либо беззакония или несправедливости, а вот со стороны великодержавных агрессоров наоборот денег всегда было вдоволь и именно на их стороне всегда было много наемников.

Русские добровольцы времен Гражданской войны. "Не спрашивайте меня, куда и зачем мы идем - я всё равно скажу вам, что идем мы к чёрту на рога, за синей птицей" - эти слова одного из основателей Добровольческой армии генерала Маркова могли бы стать девизом всех русских добровольцев.

Русские добровольцы времен Гражданской войны. "Не спрашивайте меня, куда и зачем мы идем - я всё равно скажу вам, что идем мы к чёрту на рога, за синей птицей" - эти слова одного из основателей Добровольческой армии генерала Маркова могли бы стать девизом всех русских добровольцев.

Конечно, имея за плечами такие глубокие исторические корни, русское добровольческое движение окружено своеобразным ореолом романтики, привлекающим к себе многочисленных романтиков-идеалистов, не важно о чем мечтающих - о построении справедливого общества, или о "русском мире", или просто не приемлющих те несправедливости, которые творят с обижаемыми странами или народами другие, более сильные страны, пользующиеся своей силой отнюдь не на благо. Однако часто такая романтика разбивается о жестокие реалии жизни. А желание помочь со стороны добровольцев часто пересекается с интересами политиков, живущих в основном по совершенно другим понятиям (часто похожим на понятия в уголовном мире). Откровенно говоря, добровольчество никогда не поддерживалось напрямую со стороны правителей, но часто использовалось ими в своих целях. И в разные времена отношение к добровольчеству со стороны властей было разное. В царские времена добровольцы часто сами влияли на власти в принятии тех или иных решений, в Советские времена добровольчество контролировалось и использовалось властями исключительно в своих целях, а вот в новые постсоветские времена статус добровольцев стал очень непонятным. С одной стороны через различные ветеранские организации вроде как бы власть и пытается контролировать и направлять добровольцев, с другой стороны складывается ощущение что это не очень получается и в результате очень часто этот процесс выходит из под контроля, в результате чего становится непонятным, что делать дальше с теми последствиями, которые получились в результате незапланированного всплеска пассионарной энергии. Яркий пример последнего утверждения - явление Новороссии, которая получилась, судя по всему, в результате не контролируемых со стороны Кремля действий добровольцев, которых возглавлял Игорь Стрелков - энтузиаст и настоящий бессребренник. В результате образовавшиеся ДНР и ЛНР стали головной болью Кремля, которые сейчас также серьезно бьют и по рейтингу Путина, так как в России очень значительная часть населения симпатизирует этим непризнанным республикам и хотела бы видеть более значительное участие и помощь для этих республик со стороны России. И Путину приходится лавировать между двумя силами в стране - с одной стороны есть мощное олигархически-либеральное лобби, которое представляют западники и которое хотело бы сохранить связи с Западом (часто и по причине того, что связаны с Западом своим бизнесом, наличием счетов в европейских и американских банках и недвижимости, которую конечно же не хочется терять в результате всевозможных санкций). С другой стороны есть мощнейшее народно-патриотическое лобби, выраженное большим количеством потенциальных избирателей (в основном это простой народ, не обремененный богатствами и излишествами и которых в нашей стране по разным оценкам около 85-90% населения). Фактически это все то же столкновение западников со славянофилами!

Очень интересным является и участие русских добровольцев в Чакской войне 1932-1935 гг. между Боливией и Парагваем. Вскоре после начала войны, в 1932 году, многие русские колонисты стали записываться в ряды парагвайской армии, отправляясь добровольцами на войну. Всего, по данным все того же Окорокова, в войне принимали участие около восьмидесяти русских офицеров. Так до сих пор и не ясно, что больше двигало бывшими русскими офицерами, невольно после революции оказавшимися за границей - желание защищать новую парагвайскую родину или желание "навалять" немцам, которых было полно в армии Боливии.

Очень интересным является и участие русских добровольцев в Чакской войне 1932-1935 гг. между Боливией и Парагваем. Вскоре после начала войны, в 1932 году, многие русские колонисты стали записываться в ряды парагвайской армии, отправляясь добровольцами на войну. Всего, по данным все того же Окорокова, в войне принимали участие около восьмидесяти русских офицеров. Так до сих пор и не ясно, что больше двигало бывшими русскими офицерами, невольно после революции оказавшимися за границей - желание защищать новую парагвайскую родину или желание "навалять" немцам, которых было полно в армии Боливии.

Если сравнивать книги двух авторов, чьи воспоминания представлены вашему вниманию и доступны для скачивания по ссылкам ниже, то конечно же война на Балканах очень сильно отличается от войны на Донбассе. Отличается хотя бы тем, что на Балканах было более понятно кто враг, а кто союзник. С одной стороны родственные нам по религии и духу православные сербы, с другой же стороны мусульманские боснийцы и косовары или католики-хорваты. Но все таки к сербам не было такого болезненно-родственного отношения как к украинцам на войне в Донбассе. Украина воспринимается в сознании россиян фактически как часть огромного и неделимого бывшего Советского Союза. Когда отрезают твою собственную часть тела конечно же все воспринимается гораздо больнее, чем когда на твоих глазах режут другого человека, даже очень близкого тебе. Отсюда и различия в отношениях к противоборствующей стороне. Если в Югославии отношение к противнику было более спокойное и в какой то мере уважительное, то на Донбассе пророссийские добровольцы и ополченцы  военнослужащих ВСУ иначе как нацистов и не воспринимают со всей искренней и безаппеляционной ненавистью, и безжалостностью к врагу. Но несмотря на многие различия двух этих войн у них есть и много общего, и это в основном связано с претензиями к официальным властям Российской Федерации. Добровольцы всех постсоветских войн отмечают крайне низкое участие нашего государства в них. Никто не требует от государства прямого военного вмешательства, но помощь в организации отправки добровольцев на войны, которые ведут наши союзники и помощь в поставках оружия, медикаментов, снаряжения и сопутствующего оборудования (приборы ночного видения, радиостанции, оптические приборы и прицелы, и многое другое), необходимого для эффективного противодействия врагам, конечно же требуется. Очень сильно ударяет по добровольцам и отсутствие хоть какого то правового статуса у добровольцев, что ставит их в нашей стране практически на одну доску с наемниками, а за это уже положена уголовная статья. Понятно, что на это со стороны государства глаза часто призакрываются, но ведь при желании могут и приоткрыться! А уж о каких то компенсациях со стороны государства семьям погибших добровольцев или реабилитации добровольцев, получивших увечья на подобных Донбассу войнах уж и говорить не приходится.

Советские добровольцы в гражданской войне в Испании 1936-1939 гг., воевавшие на стороне республиканцев. Что интересно, много русских добровольцев из числа бывших царских офицеров воевало на противоположной стороне за генерала Франко. И тоже абсолютно добровольно.

Советские добровольцы в гражданской войне в Испании 1936-1939 гг., воевавшие на стороне республиканцев. Что интересно, много русских добровольцев из числа бывших царских офицеров воевало на противоположной стороне за генерала Франко. И тоже абсолютно добровольно.

Как я уже писал ранее, добровольчество в России окружено своеобразным ореолом романтики, но человек, который захочет стать добровольцем и отправиться на фронт должен быть готов к тому, что реальность, как это всегда и бывает, сильно отличается от иллюзий. Нужно быть готовым к тому, что отправиться к местам боевых действий придется за свой счет, так же как и покупать обмундирование. На месте конечно что то  выдадут, но скорее всего это будет уже сильно б/у и не очень удобное для войны снаряжение. И самое главное, надо быть готовым к тому, что никакой помощи со стороны нашего государства не будет, а зачастую можно будет встретить даже довольно враждебное отношение со стороны чиновников при попытке получить какую нибудь необходимую в результате ранения медицинскую помощь по возвращении в страну. Помните пресловутую фразу ветеранам-афганцам: "Мы вас туда не посылали"? Да и отношение со стороны местного населения может оказаться не совсем таким, как вы ожидаете. В конце концов война есть война. И мародерство там тоже встречается с разных сторон. А население разное и кто то конечно же может симпатизировать тем же ВСУ, считая добровольцев оккупантами. Помните историю Зои Космодемьянской. Для многих людей, чьи дома сгорели в результате действий диверсионных групп, подобных той, куда входила и Зоя Космодемьянская, она не была героем, отдавшим свою жизнь за страну, а наоборот была извергом, оставлявшим людей (часто пожилых, да еще и с малыми детьми) без крова, да еще и зимой, что зачастую было для этих людей равносильно гибели от холода и голода.

Сейчас, когда полыхает пламя войны в Новороссии, многие россияне, самых различных политических убеждений — от коммунистов до членов белоэмигрантских организаций вроде РОВС — отправляются на Донбасс защищать правое дело. Самоотверженность российских добровольцев, их готовность сражаться, не щадя своей жизни, оказала огромную помощь ополчению Донецкой и Луганской республик, которые на начало войны не обладали собственными офицерскими кадрами, столь необходимыми молодым государствам.

Сейчас, когда полыхает пламя войны в Новороссии, многие россияне, самых различных политических убеждений — от коммунистов до членов белоэмигрантских организаций вроде РОВС — отправляются на Донбасс защищать правое дело. Самоотверженность российских добровольцев, их готовность сражаться, не щадя своей жизни, оказала огромную помощь ополчению Донецкой и Луганской республик, которые на начало войны не обладали собственными офицерскими кадрами, столь необходимыми молодым государствам.

Вообще, как мне кажется, тема добровольчества очень сильно недооценена со стороны руководства нашей страны. Не использовать такие мощнейшие пассионарные ресурсы, в основном конечно же деструктивные - величайшая глупость. При всем уважении к президенту нашей страны Владимиру Путину, очень многие важные вопросы упускаются сегодня из виду, и завтра они могут стать крайне болезненными, решать которые придется в авральном режиме. Таковыми на мой взгляд являются работа с молодежью и с добровольческим движением. С недавнего времени государственные структуры пытаются организовать и использовать добровольчество в целях волонтерства на различных мероприятиях  общегосударственного значения, типа Олимпиады или Чемпионата мира по футболу. Это правильно, но это добровольцы нацеленные на мирное созидание и помощь стране в проведении массовых мероприятий в основном развлекательного толка. Но есть добровольцы, готовые воевать и умирать за идеи более глобального характера - за родину, за веру, за "русский мир". Конечно этих добровольцев пытаются контролировать через многочисленные ветеранские организации, но этой работы крайне мало. Мне кажется очень хорошим решением вопроса могли бы стать так называемые частные военные компании (ЧВК), через которые можно было бы добровольцев готовить в военном отношении и помогать с отправкой в горячие точки, а через различные страхования обеспечивать добровольцев качественным медицинским обслуживанием, а их семьи финансовой помощью в случае потери кормильца. Конечно наши ЧВК должны отличаться от западных (в основном американских) компаний, которые стали настоящим рассадником наемничества, но что то заимствовать, например идею по организации процесса обеспечения, можно было бы. Вроде бы в этом направлении началось какое то движение, и слава богу, потому что добровольчество в России явление уникальнейшее, подобного массового добровольчества в других странах практически нет. И не помогать добровольцам, и не направлять их в нужное для страны русло - величайшая архиглупость, которая запросто может стать выстрелом в ногу государства, которое будет продолжать делать вид что добровольцев у нас нет.

Дополнительно по теме:

Скачать книгу "Добровольческое движение в России: История и современность" в формате PDF

Название: Добровольческое движение в России. История и современность.
Автор: Коллектив авторов под общей редакцией Д.В. Саблина.

Аннотация
Книга "Добровольческое движение в России: История и современность" представляет собой коллективную монографию по истории русского добровольческого движения. В книге делается попытка проанализировать явление русского добровольчества как такового, найти истоки его возникновения и рассказать историю добровольческого движения в России. Книга очень занимательная и будет интересна тем, кто хотел бы узнать подробнее о добровольчестве в России, как явлении. Тем не менее, мне лично книга не очень понравилась. Чувствуется, что она писалась разными людьми, каждый из которых использовал свою стилистику и свои политические убеждения (или правильнее сказать предубеждения) при написании материалов. В результате отсутствует целостность представленной картины и она сильно напоминает мозаику, картину из которой можно увидеть только при очень тщательном рассмотрении. А некоторые главы, в основном посвященные послевоенному комсомольскому добровольчеству при освоении целины и строительстве БАМа, прямо напоминают тексты из старых советских брошюр и учебников, настолько изобилуют коммунистическими лозунгами, трибунными речами и никому не интересными многочисленными цифрами. Не очень уместной мне кажется и довольна большая вставка в книгу по истории Крыма. Кто хочет и так может найти в Интернете массу материалов про историю завоевания Крыма.

Скачать книгу "Добровольческое движение в России: История и современность" в формате PDF

Скачать книгу "Волки белые: Сербский дневник русского добровольца 1993-1999" Олега Валецкого в формате FB2 по прямой ссылке

Название: Волки белые. Сербский дневник русского добровольца 1993-1999.
Автор: Олег Валецкий

Аннотация
Олег Валецкий, автор книги "Волки белые" сам был русским добровольцем на нескольких сербских войнах 1993-1999 гг. Данная книга представляет собой что то вроде авторского блога. Книга довольно субъективная, стилистика не профессиональная, но является очень хорошим источником информации о русских добровольцах в Сербии. При этом книга очень правдивая, не доверять автору нет никаких оснований, тем более что Валецкий был непосредственным участником многий военных операций, проводившихся сербами в той войне. Автор, что называется, окопный фронтовик, пытающийся в своей книге анализировать причины, побудившие многих добровольцев приехать на помощь братскому народу. В книге нет приглаженности и есть много правдивой информации из первых уст как о положительных моментах добровольчества в той войне, так и отрицательных. Сложилось впечатление, что у автора осталось много обид на Сербское правительство и на многих сербов, не оценивших по достоинству морально-нравственный порыв наших добровольцев и их искреннее желание помочь сербам в защите страны от развала и военной разрухи. Но думаю, что основания для такой точки зрения безусловно были. Данная книга позволяет взглянуть на те уже довольно далекие от нынешнего времени события под немного другим углом зрения, чем это представлялось многими ура-патриотическими изданиями и СМИ.

Скачать книгу "Волки белые: Сербский дневник русского добровольца 1993-1999" Олега Валецкого в формате FB2 по прямой ссылке

Скачать книгу "В окопах Донбасса. Крестный путь Новороссии" Ю.Ю. Евича и Л.В. Гришиной в формате FB2 по прямой ссылке

Название: В окопах Донбасса. Крестный путь Новороссии.
Автор: Ю.Ю. Евич, Л.В. Гришина

Аннотация
И еще одну книгу про русских добровольцев, на этот раз в Донбассе, представляю вашему вниманию. Это книга Ю.Ю. Евича и Л.В. Гришиной "В окопах Донбасса. Крестный путь Новороссии". Авторы в той войне были добровольцами, оказывающими медицинскую помощь другим добровольцам и мирным жителям, пострадавшим в боевых действиях или в результате многочисленных артобстрелов со стороны украинских вооруженных сил. Авторы застали войну в самом её начале в 2014 году и были свидетелями многих ключевых событий произошедших в первые годы становления Новороссии. Книга интересна с точки зрения описания добровольцев в самом последнем вооруженном конфликте, который длится до сих пор и участники которого живут здесь, рядом с нами, а Донбасс является главной, разрывающей общество болью России. Очень интересно описание событий, с которых все началось, как это происходило в самом начале и чем закончилось. Однако книга тоже получилась очень субъективная. Один из авторов - Юрий Евич сам выходец из Горловки, поэтому и события на Донбассе воспринимаются им особенно болезненно, что сказывается и на материалах книги, которая изобилует многочисленными вставками из размышлений автора, многие из которых на мой взгляд являются весьма спорными. Тем не менее книга, как живое свидетельство происходящего рядом с нами и сейчас, очень полезна и  заставляет многое переосмысливать в происходящем в нашей стране, так как несмотря на то, что некоторые утверждения автора являются спорными, но общее направление мыслей верное и многие претензии, предъявляемые к нашим российским правителям по неучастию в этом конфликте вполне справедливые.

Скачать книгу "В окопах Донбасса. Крестный путь Новороссии" Ю.Ю. Евича и Л.В. Гришиной в формате FB2 по прямой ссылке

Дмитрий Шашков "Добровольцы"

Аннотация
Дорожная зарисовка о пути в объятый войной Донбасс двух добровольцев из России.

Добавить комментарий
1. В комментариях запрещаются все виды рекламы, публикация рекламных ссылок на сторонние сайты и Интернет-ресурсы;
2. Запрещается использование нецензурных слов и матерных выражений;
3. Всякий флуд также запрещается;
4. Сообщение будет опубликовано после проверки администратором (спамеры очень достали).