Germany | Finland | Saint Petersburg | Italy
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

О русской  и зарубежной классической литературе

На размышления об огромной разнице между русской (включая советскую) классической литературой и зарубежной классикой меня натолкнуло недавнее прочтение одного их классиков немецкой литературы - Эриха Мария Ремарка, а конкретнее одного из его лучших произведений "Три товарища". Скажу честно, произведение интересное, хотя и немного занудное, впрочем как любое классическое произведение. В действительности, поразвивать это своеобразное противопоставление отечественной классики и иностранной подмывало уже давненько. Причиной этого стало своеобразное выпячивание очень многих, в основном молодых людей в рунетовских социальных сетях в разделе "Любимые произведения" всяких Селенджеров, Ремарков, Фитцджеральдов и какое то совершенно непонятное игнорирование отечественных классиков, к примеру, Толстого, Достоевского, Шолохова. Что это? Дань современной моде, в которой популярно все западное, считающееся видимо особо прогрессивным, или наше старое доброе российское "нет пророков в своем отечестве"? Ну, допустим, западников в нашей стране всегда было много, но не на столько же? Или же это является следствием перекоса отечественной системы образования в области литературы? Возможно отечественные классики, которых изучают в школах и заставляют читать чуть ли не из под палки, набивают у молодых ребят своеобразную литературную оскомину? И молодые люди с удовольствием переключаются на зарубежную литературу, возможно даже из некоторого чувства протеста?

Возможно это и так, но скорее всего причины в другом. Возможно кому то этот тезис и не понравится, но западная классическая литература проще для восприятия, её легче читать, так как она носит более развлекательный характер. В западной классической литературе, в отличие от нашей российской, нет душераздирающих размышлений героев, нет сложных философских дум о судьбах родины, нет глубоких мыслей о человечестве в целом, о противоречиях между материализмом и идеализмом. Все эти произведения - "Над пропастью во ржи", "Три товарища", "Великий Гэтсби", в основном о людях, о дружбе, о любви, о человеческих взаимоотношениях. Нет, я конечно не против этого, и это все тоже нужно, но в этих произведениях нет того мессианства, нет тех размышлений о человеческой природе и сущности людей, которые есть, к примеру, у Льва Толстого или Фёдора Достоевского, или же у Макисма Горького. Наши классики не просто писатели, это в том числе и философы, и проповедники новых идей, ставящие задачу узнать истину, или по крайней мере максимально к ней приблизиться, тем самым сделав мир лучше. Русские писатели, в отличие от западных, никогда не ставили главной целью заработать деньги на своих произведениях, хотя безусловно это всегда было очень важно, в конце концов у них тоже были семьи, которые надо было кормить. Им гораздо важнее было через произведения донести какую то свою идею, поделиться мыслями с читателями. Русская классика - это всегда попытка открыть какую то божественную истину, найти правду, через споры героев и многочисленные рассуждения объяснить, что такое добро и что такое зло. Наша литература поистине мессианская и высокодуховная, проповедывающая традиционные ценности, это попытка найти бога, в себе или в каких то высших силах, приблизиться к богу, очиститься от духовной скверны. Именно поэтому русская классическая литература очень популярна на Западе. На это богоискательство, традиционные ценности и поиски духовного начала есть спрос, в том числе и у довольно привередливого западного читателя. И этот спрос, к сожалению, не может удовлетворить немного примитивная западная литература.

Мне иногда кажется, что именно из за этого вот богоискательства, характерного для российского менталитета, которое так хорошо описал Фёдор Михайлович Достоевский, нас очень не любят в США, я имею ввиду не простых граждан конечно, а правящие элиты. Правильнее сказать, что не столько не любят, сколько боятся. Боятся возможно из за того, что просто нас не понимают, а все что непонятно, всегда вызывает боязнь и ожидания подвохов. Для менталитета американцев, сформированного всего за пару веков, мы со своей тысячелетней культурой, основанной на православном христианстве, самые настоящие антагонисты. Недавно попался на глаза очередной голливудский вестерн "Братья Систерс", про двух братьев бандитов-наемников, промышляющих заказами на убийства других людей. Очень понравился комментарий к этому фильму на одном из сайтов любителей кино о том, что этот фильм четко показывает менталитет американцев, который как раз и зарождался во времена "дикого Запада" - прав тот кто сильнее и если ты хочешь выжить в этом мире, ты должен лучше стрелять, быть сильнее, стремительнее, а тех кто способен с тобой конкурировать, лучше устранить до того, как он станет сильнее и быстрее тебя. Вот эта сложившаяся типично-американская особенность характера и объясняет поведение США на мировой арене - убирать конкурентов, всеми возможными средствами, быть сильнее всех в мире и использовать право сильного для достижения своих экономических и политических целей. Именно так они себя и ведут на мировой арене! Именно поэтому в США очень жестко расправляются со своими демонстрантами и критикуют те страны, которые у себя поступают также. И именно по этой причине американцы совершенно не стесняются применять ядерное оружие, например против Японии в 1946 году. Соединенные Штаты уважают только силу. А понятие демократии давно уже стало поводом для свержения неугодных правительств по всему миру, причем в основном в странах с богатыми природными ресурсами. И мы со своими словесными претензиями на справедливость выглядим с точки зрения американцев очень наивными. Это как если бы ягненок попытался бы что то доказать волку. Они понимают только одно право - право сильного! Я не вижу экономических предпосылок для того, чтобы Штаты боялись нашей страны. Экономически мы для них не конкуренты, здесь основными конкурентами являются китайцы. Но вот идеологически и духовно - да, видимо именно по этой причине в рейтинге своих внешних врагов они ставят нас на первое место. И не важно какой политический строй в России - царизм, коммунизм или президентская республика. Мы всегда будем для них врагом номер один и, как бы банально это не звучало, но, да, мы живы только благодаря ученым, вовремя создавшим ядерное оружие, которое сейчас является единственным сдерживающим факторов агрессии  против нас. Мы всегда в идеологическом плане были антагонистами Западу. Просто раньше этот антагонизм определялся православной христианской религией, против западного католичества и протестантизма, сегодня это упор на национальные особенности и классические традиционные ценности, имеющие в своем основании все те же христианские ценности. Для материалистов Запада, стирающих границы и уничтожающих малые нации в целях построения наднационального общества, которым можно было бы легко манипулировать из единого центра в Вашингтоне, наш идеализм, богоискательство и поиск справедливости как красная тряпка для быка.

Не правильно думать, что наши писатели являются идеологами российского менталитета, нет, скорее они лишь выразители народной мудрости, накопленной веками, способные озвучить их в своих произведениях, облечь в форму, понятную для большинства людей. И не удивительно, что на Западе есть много людей, которые тянутся к нашей литературе. Плохо только, что таких людей на Западе не так много как хотелось бы и это вполне понятно, так как с одной стороны сейчас вообще очень низкий спрос на классическую художественную литературу, а с другой - в западных общеобразовательных учреждениях вообще мало изучают русских писателей и их произведения. Низкий спрос на классическую художественную литературу, я считаю, вообще является одной из важнейших проблем современности. Люди в целом стали меньше читать книги и причины понятны - наличие Интернета, всевозможных источников информации и доступность этой информации, высокая информационная перегруженность и высокая нагрузка на работе приводят к тому, что человек очень изнашивается эмоционально и психологически. И в поисках хоть какого то отдыха для мозгов он с удовольствием ходит на разный кинематографический шлак, живет в социальных сетях с их искусственными новостями. Человеку становится трудно переключаться на что то более сложное для восприятия, требующее от него шевеления мозговых извилин, как, например, при чтении классической литературы. Хочется чего то легкого и понятного. Вот и получается, что только школа пытается через уроки литературы как то заставить ознакомиться с классическими произведениями. А здесь уже другая проблема - мозг школьников не готов к восприятию сложных истин, для большинства которых нужно, что называется, дорасти умственно. Большинство произведений классиков можно оценить только с возрастом, с высоты, так сказать, уже накопленного жизненного опыта. Вот и получается замкнутый круг - в детстве классиков читать скучно и непонятно, а в старшем возрасте уже просто некогда - все свободное время отнимают новости и социальные сети. И как разорвать этот круг - непонятно. Наверное надо снимать больше фильмов по классическим произведениям, возможно в немного более легкой и современной интерпретации, чтобы легче воспринималось молодым поколением. Уверен, что спрос будет, надо только не фальшивить и кино делать качественное. И нужно больше рекламировать классиков, популяризировать через всевозможные социальные рекламы.

А вообще всем крайне рекомендую переключаться на отечественных классиков и не стесняться публиковать их произведения на своих страницах в социальных сетях. И больше думать о духовности, в конце концов мы же живем в России, за нами Толстой, Достоевский, Гоголь, Солженицын и множество других очень хорошо известных во всем мире писателей.

Добавить комментарий
1. В комментариях запрещаются все виды рекламы, публикация рекламных ссылок на сторонние сайты и Интернет-ресурсы;
2. Запрещается использование нецензурных слов и матерных выражений;
3. Всякий флуд также запрещается;
4. Сообщение будет опубликовано после проверки администратором (спамеры очень достали).