Germany | Finland | Saint Petersburg | Italy
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Об учителях и школьном образовании

Прочитал на днях на одном интернет-ресурсе газета.ru любопытную статью "Зона временного содержания", в которой автор статьи Денис Драгунский рассуждает о том, почему надо отменить обязательное среднее образование. Точка зрения очень интересная, но захотелось высказать и своё видение проблемы, связанной со школьным образованием, на общем фоне роста безнаказанности откровенных малолетних преступников и явного ущемления прав учителей в плане воспитания своих подопечных. Проблема очень серьезная и складывается стойкое ощущение, что решать её российские власти как то не особо торопятся, хотя время назрело и накал школьных страстей растет с каждым годом.

Видя многочисленные ролики в Интернете, как школьники откровенно издеваются над своими учителями, я невольно вспоминаю старый советский Ералаш с Геннадием Хазановым в главной роли. Помните такой, про итальянскую школу, в которую приехал молодой учитель и где директор, собираясь на урок в старшие классы засовывает за пазуху огромный револьвер? На всякий случай так сказать. Вот к этому похоже мы и двигаемся уверенной поступью. Вспоминаю старые добрые советские времена, свои школьные годы и мне даже трудно представить ситуацию, подобную той, в которой ученики избивают своего учителя или родитель одного из школьников начинает избивать классного руководителя своего ребенка. Дичь какая то. Многие годы мне даже в голову не приходило, что такое в принципе возможно, а теперь вот, пожалуйста, чуть ли не в каждой новости про инцидент в школе есть что то похожее. Надо ли говорить, что авторитет учительства подорван окончательно? И подорван в первую очередь нами - бывшими советскими школьниками - родителями нынешних школьников. Никогда, на мой взгляд, авторитет учителей не был таким низким в нашей стране. По крайней мере, за то время, что я живу. Мне сложно представить похожую ситуацию не только в советские годы, но даже и в царской России, где учитель в школе был вообще царем и богом. И вот теперь он никто и звать его никак. Как мы могли до такого докатиться?

А причина известна - общая либерализация общества, демократизация во всех сферах нашей жизни, включая институт семьи. Это и культ так называемой свободной личности - новомодное явление, пришедшее к нам с Запада. Про культ свободной личности мне почему то сразу вспоминается старая советская кинокомедия "Свадьба в Малиновке":
- А скажи-ка атаман, есть ли у тебя какая политическая программа?
- Как же можно без программы? Я же атаман идейный. И все мои ребята, как один, стоят за свободную личность.
Одна бабка другой, шепотом:
- Значит будут грабить...
Я же поэтому поводу вспоминаю своих знакомых много лет назад уехавших в США на ПМЖ и ставших ярыми поклонниками американской системы воспитания детей в условиях практически абсолютной свободы. Несколько лет назад, приехав в Россию, во время одной из поездок в общественном транспорте я был шокирован поведением таких свободных детей, скакавших ногами в грязных ботинках по сидениям, на которых люди, в основном пожилые, вообще то сидят в одежде. Конечно же мама - новоявленная американка, не обращала на это никакого внимания, а когда кондуктор сделал замечание, эта самая мамаша устроила в автобусе скандал, а потом еще долго возмущалась тем, что кто то пытался ограничить свободу её чадушку. Надо отдать должное, с тех пор прошло много лет, этот самый ребенок вырос и преступником вроде как не стал, но и каким он стал человеком, я тоже сказать не могу, возможно со временем узнаю. Я же тех самых пор стал довольно большим противником воспитания таких вот свободных личностей. Нет, сам по себе я довольно демократичен и, возможно, даже чересчур. И не являюсь сторонником ремня и розог. Но ограничения личных свобод в интересах общества и с учетом интересов других людей крайне необходимы. Надо ли говорить банальные вещи, что абсолютной свободы в государстве быть в принципе не может. Государство само по себе является инструментов ограничения свобод в пользу поиска компромисса между разными людьми и разными слоями общества. Надо ли говорить, что человек не живет один в лесу, что он живет в обществе и среди других людей и должен как минимум учитывать интересы других людей и относиться к ним так, как он хотел бы, чтобы относились к нему? Оказывается, есть люди, которым это говорить надо. Именно из за таких вот систем воспитания свободных личностей мы и имеем сейчас проблемы с авторитетом института учительства. Из за того, что никто особо и не пытается ограничивать детей в их желаниях поступать так, как хочется. Ни родители, ни само общество.

Низкий авторитет учительства в России является главной причиной всех проблем. Избиение учителей школьниками является лишь следствием.

Но это только одна сторона медали. Другая сторона - пробелы в законодательстве, проблемы с профилактикой возможных детских преступлений и агрессивных поступков со стороны детей и, собственно, безнаказанность в области детской преступности и некорректного поведения. Впрочем, это тоже вещи, связанные с общей либерализацией воспитания, только не со стороны родителей, а со стороны государства. А вообще, в вопросе воспитания в наше время я вижу множество парадоксов. Недавно был свидетелем, как один знакомый очень сильно возмущался тем, что школа довела его ребенка до того, что он не делает уроки, стал много ленится, контроля со стороны учителей никакого и т.д. На мой резонный ответ, что глупо перекладывать ответственность только на школу, так как родители, как не крути, времени со своим ребенком проводят значительно больше, а значит и ответственности за воспитание своих детей на родителях значительно больше, он не нашел что ответить, но мне стало очевидно, что я его не убедил. Впрочем, он человек старой закалки и сторонник старой же еще советской школы, в которых вопросам воспитания, особенно идеологического, действительно уделялось значительно больше внимания. От советского человека требовалось ударно трудится на производстве или стройках страны, а уж воспитанием нового подрастающего поколения должно было заниматься государство. Как оно занималось - второй вопрос. Но фактом является то, что мы больше не являемся идеологическим государством и у нас нет первоочередной задачи строительства коммунизма, под которую подстраиваются все прочие сферы жизни, включая процесс воспитания новых поколений. Сегодня мы обычная капиталистическая страна со всеми вытекающими отсюда последствиями, что человек человеку волк, ничего личного - только бизнес и прочими тезисами типичного капиталистического общества. Поэтому и перекладывать ответственность за воспитание своих детей на детские сады и школы - как минимум глупо. Воспитывать своих детей нужно самим. Впрочем, и школа это тоже должна безусловно делать, хотя бы потому, что в школах работают специалисты, получившие соответствующее образование и обладающие соответствующими навыками и знаниями в области педагогики и психологии. Большинство простых людей такими знаниями не обладают и в воспитании чаще всего ориентируются на свою интуицию, на опыт своих родителей, либо совсем ни на что не ориентируются и просто не занимаются воспитанием, видимо ожидая этого от государственных образовательных учреждений. А парадокс заключается еще и в том, что, с одной стороны, ожидая от учителей того, что они за нас будут заниматься воспитанием наших детей, мы сами же их сильно ограничиваем в методах воспитания. Не дай бог учитель как то обидит моего чадушку! Родители априори встают на сторону своих детей, такова уж природа, не смотря на то, что ребенок может быть крайне не прав в той или иной ситуации. Вспомните случай, когда отец одного ребенка прямо в школе начал избивать учителя за то, что тот делал какие то замечания его сыну.

Добавьте сюда многочисленные правозащитные организации, которые начинают поднимать крик и жаловаться во все инстанции по малейшему поводу, когда всплывает проблема с не очень корректным поведением учителя в школе. Конечно, с некорректным поведением учителя надо бороться. Кто бы с этим спорил. Но почему то борьба здесь ведется какая то односторонняя - только против учителей и в защиту детей. Хотя уже пора говорить о том, что это учителей нужно защищать от детей. А где правозащитные организации, отстаивающие права учителей в школах? Их нет. Видимо считается, что тут все хорошо, проблем вроде как нет. Школьники избивают учителей? Ну это надо еще посмотреть, что за учитель. Недавно в комментариях к одной такой новости вычитал, что, мол, у хорошего учителя такие ситуации в принципе невозможны. Вот только где взять на всю нашу огромную страну столько "хороших" учителей? Как то не особо туда рвутся хорошие то. Особенно на учительскую зарплату. А не дай бог учитель обидит школьника. Сколько криков будет? Здесь, как с проблемой автоводителей - если ты обладаешь автомобилем, то ты как бы априори виноват в потенциальном ДТП с участием пешеходов - ведь ты же управляешь более тяжелым по отношению к пешеходу средством. Значит виноват. И не важно, что пешеход действовал вопреки правилам дорожного движения и переходил дорогу в неположенном месте, да к тому еще и был пьяным. Водитель? Виноват. Получи решение суда по выплате компенсаций пострадавшему пешеходу и распишись. В поисках примеров набрал в поисковике запрос "избиение учителя в школе" - количество выпавших ссылок и статей поражает воображение. Проблема актуальна как никогда и решать её надо было еще вчера. Учителей надо спасать! Уже дожили до того ролика из Ералаша, осталось только начать выдавать учителям табельное оружие перед уроками, как полицейским перед проведением опасной операции по задержанию преступников.

Впрочем, недопустимо и обратное - избиение или унижение школьников учителями.

Какие же есть варианты решения? На мой взгляд вариант только один - нужно поднимать авторитет учителя хотя бы до уровня, каким он был в советские времена. Других вариантов нет. Давайте будем честны - невозможно в ближайшей перспективе переделать родителей, сделать так, чтобы они осознали свою роль в воспитании своих детей и взяли бы свою долю участия и ответственности в этом деле. А вот, увеличив наказания за избиение учителей, можно добиться того, что и школьники и родители 10 раз подумают, прежде чем поднимут руку на учителя. Впрочем, верно должно быть и обратное - увеличение наказания учителю за рукоприкладство по отношению к ученикам. Такого в принципе быть не должно. Учитель, не способный справиться со своими эмоциями и решающий проблемы воспитания силовыми методами - очень плохой учитель. И точка. Таких надо увольнять, но в любом случае должно иметь место разбирательство всех инцидентов в какой-нибудь независимой комиссии, состоящей из других учителей и каких нибудь общественных деятелей. И также необходимо выработать и вбросить в общество простой тезис - учитель тоже человек, он тоже имеет смартфон, свои учетные записи в инстаграмме или в ВК, он тоже имеет право публиковать свои фотографии в купальнике, как и все остальные люди. Здесь нет ничего не приличного, особенно если эти фотографии пропагандируют здоровый образ жизни, как в примере с барнаульской учительницей. А к людям, которые начинают какие то публичные кампании против учителей должны нести как минимум административную ответственность за развязанную травлю. Пока мы не осознаем, что современное общество больно, особенно в вопросе отношения к институту учительсва в России, не будет в стране ни качественного образования, ни нормального воспитания новых подрастающих поколений.

Возвращаясь к анонсированной в начале статье "Зона временного содержания" - автор предлагает довольно оригинальное и интересное решение проблемы - сделать среднее школьное образование не обязательным. Обязательным - первые 5 классов, в которых детей учат читать, писать, дают базовые знания по многим предметам, которые могут пригодиться в жизни в той или иной степени. А вот дальнейшая учеба - только по желанию. Есть желание - учись, нет желания - иди на все четыре стороны. Что то в этом конечно есть. Пока детей заставляют ходить в школу и нет нормальных рычагов давления на них, в случае некорректного поведения к другим школьникам и учителям - все нынешние школьные проблемы останутся. В школах, в которые ходят добровольно и именно за знаниями и из которых будет не сложно исключать, в случае антисоциального поведения, порядка, конечно же, будет больше. Поэтому вариант интересный, но, наверное, не реализуемый, так тянет за собой много других вопросов - один из основных: что делать с детьми, которые не ходят в школу. Чем им заниматься? Работать по российскому законодательству вроде как рано. Значит, прямой путь на улицу, к наркотикам и уличной преступности. А там уж и террористические организации будут охотно принимать в свои ряды таких вот бездельников. Поэтому, данный вариант, вроде как тоже не вариант. А вот организация многочисленных полутюремных интернатов для малолетних преступников и явных хулиганов может стать хорошим подспорьем в процессе воспитания. По крайней мере, если этих интернатов будут бояться, к обычной школе будут относиться с бОльшим уважением и держаться за них. В общем, варианты изменения ситуаций со школами есть. Была бы политическая воля и желание общества что то изменить в этой области. Поживем - увидим.

Добавить комментарий
1. В комментариях запрещаются все виды рекламы, публикация рекламных ссылок на сторонние сайты и Интернет-ресурсы;
2. Запрещается использование нецензурных слов и матерных выражений;
3. Всякий флуд также запрещается;
4. Сообщение будет опубликовано после проверки администратором (спамеры очень достали).