Germany | Finland | Saint Petersburg | Italy
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Рецензия на киносериал и роман Василия Гроссмана "Жизнь и судьба"

Недавно в Интернете наткнулся на телесериал по роману Василия Гроссмана "Жизнь и судьба", снятый режиссером Сергеем Урсуляком. Этот сериал, в свое время, будучи показанным по телевидению в 2012 году, прошел мимо меня, но все таки догнал в 2019 и я его все таки посмотрел. С этого многосерийного фильма и началось мое знакомство с литературными произведениями писателя Василия Гроссмана. И очень удивило, что об этом писателе я фактически узнал только в прошлом году, хотя являюсь книгочеем, и очень уважаю классические произведения, а произведения Гроссмана действительно являются классическими - они очень сильные и написаны интересным литературным языком, чем то напоминающем по стилистике произведения Льва Толстого. Книги Гроссмана очень жизненные и несмотря на то, что писались в советские годы, времена сильной цензуры, они совершенно не идеологизированные. Возможно именно это стало причиной того, что самое лучшее его произведение - роман "Жизнь и судьба", был в свое время у автора изъят и запрещен к публикации. Вот об этом произведении мы здесь и поговорим.

Роман "Жизнь и судьба" совсем не даром называют одним из лучших произведений XX века и часто сравнивают с произведением Льва Толстого "Война и мир", что тоже справедливо, так как Толстой оказал на Гроссмана огромное влияние и это видно даже по литературному стилю, который использовал Гроссман в своих произведениях. Между этими двумя военными романами действительно можно уловить много общего. Читая книгу "Жизнь и судьба" в буквальном смысле погружаешься в тот мир и в ту обстановку, в которых живут герои произведения. Признаюсь, ожидал некоторых ляпов от автора, при описании армейского быта и военных действий, так как автор все таки не был кадровым военным. Он был, что называется, "пиджаком", но ляпов в книге реально нет. Либо они есть, но увидеть их могут только профессиональные историки. Все таки чувствуется, что Гроссман был, что называется, настоящим фронтовиком и участником боевых действий, не смотря на то, что служил военным корреспондентом. И очень важной характеристикой Гроссмана, как человека и фронтовика, являются награды, полученные им во время Великой Отечественной войны - орден Красного Знамени, орден Красной Звезды, медали «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы». Естественность, историчность и точность воспроизведения событий и быта я очень ценю во всех книгах и оцениваю их качество именно по этим критериям - в романе "Жизнь и судьба" они находятся на очень высоком уровне. Поэтому я даю произведению Гроссмана высшую оценку. Василий Гроссман, побывавший в самом пекле Сталинграда, как никто другой из военных писателей имеет право писать о войне так, как он её видел и честно заслужил право давать оценки тем или иным событиям. А вот почему книга "Жизнь и судьба" попала под запрет именно в хрущевские времена так называемой "оттепели" - мне не очень понятно, хотя скорее всего это из за того, что в книге было упоминание личности Хрущева и не очень приятное, хотя и не значительное. Фактом является то, что в 1961 году рукопись книги и её копии были конфискованы, из за чего сам Гроссман очень переживал и при жизни так и не увидел своё лучшее произведение выпущенным в печать. Книга впервые вышла в свет только после смерти писателя - в Швейцарии, в 1980-ом году - роман расшифровали с вывезенного на Запад микрофильма профессора-эмигранты Ефим Эткинд из Парижа и Шимон Маркиш из Женевы.

Великий, непризнанный в свое время писатель и гражданин СССР еврейского происхождения, как никто другой описал в этой книге величайшую трагедию русского народа, прошедшего в XX веке через горнила Гражданской войны, коллективизации, репрессий, Великой Отечественной войны. Народ, переживший все эти события и выстоявший в борьбе с сильнейшим и жесточайшим врагом, как никакой другой был достоин высочайшей оценки и уважения. Но страдания не закончились с войной - пришлось еще восстанавливать страну из руин. И все это происходило на фоне жесточайшей внутренней цензуры и продолжавшихся репрессий. И вот это несоответствие того, что советский народ выдержал и выстрадал с одной стороны, а с другой стороны, что его продолжала бессовестно эксплуатировать тоталитарная советская власть, самого Гроссмана очень сильно угнетало, и это переживание отражено на страницах романа. Эта самая трагедия советского народа и есть главный стержень его последних и лучших произведений - "За правое дело" и "Жизнь и судьба". Может быть, именно поэтому книга и была запрещена, что слишком сильно испугались прочитавшие её цензоры за советскую власть и её устойчивость к подобным произведениям. Недаром, член Политбюро М. А. Суслов, принявший Гроссмана, хлопотавшего о своем произведении, сказал ему о том, что о возврате рукописи не может быть и речи, и что роман может быть напечатан в СССР не раньше, чем через 200—300 лет. Он был не прав - роман в СССР был напечатан значительно раньше - его впервые выпустили в тираж в 1988 году. Советскому Союзу оставалось существовать всего 3 года.

В 2012 году на телеканале "Россия" вышел многосерийный фильм, снятый Сергеем Урсуляком по роману "Жизнь и судьба". Как я уже писал ранее, именно он открыл для меня дотоле неизвестного мне Василия Гроссмана. Про сериал могу сказать только одно - сериал хорош, недаром на портале "КиноПоиск" он получил очень высокую оценку - 8 баллов из 10. Для российских сериалов это действительно очень высокий показатель, современных российских сериалов с подобной оценкой можно пересчитать по пальцам одной руки. Конечно же, это достижение в первую очередь режиссера, сумевшего снять фильм так, что он запал в душу многим зрителям. Но правдой является и тот факт, что по плохому произведению хороший фильм снять не возможно. Именно сюжет, заложенный автором книги, является основным стержнем качественно снятого киносериала, лежит в его основании. Я же могу только посоветовать обязательно этот фильм посмотреть. Посмотреть его, кстати, можно прямо на сайте, что называется, в режиме онлайн. Конечно фильм немного отличается от книги, как это часто бывает. В киносериал не вошла сюжетная линия, связанная с некоторыми героями, поэтому чтение книги и просмотр сериала не являются взаимоисключающими, скорее взаимодополняющими друг друга. Но переживания за страдания советского народа в годы войны Сергеем Урсуляком в кинофильме переданы очень хорошо. Ну и конечно же музыка из Баха и Вивальди, использованная в сериале, добавляет переживаний. Так же, как роман Гроссмана, на мой взгляд, является одним из лучших произведений про Великую Отечественную войну, так и одноименный кинофильм является одним из лучших кинофильмов о войне за последние лет 20 или даже 30.

Наверное, ярым поклонникам СССР и сталинистам-апологетам этот фильм и книга не понравятся - суровые реалии тогдашней жизни могут показаться чересчур грубыми, а роль советских лидеров - не очень положительной, как хотели бы их видеть и об этой роли думать подобные люди. Но большинство людей в нашей стране вполне адекватные, что бы реально воспринимать и оценивать происходившие исторические события во всей их сложности и неоднозначности. Поэтому, это произведение для нас - адекватного большинства, с уважением относящегося к своему прошлому и своим предкам, но и понимающего, что прекрасная розовая картинка про войну, наподобие той, что была нарисована в кинофильме "Т-34", не имеет к объективной исторической реальности никакого отношения. Это произведение не для тех, кто любит мифы про войну и сказки про светлое советское прошлое. Это произведение для тех, кто не боится правды и для тех, кто умеет из прошлого извлекать уроки, даже если этот опыт негативный. В общем, что тут говорить, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Саму книгу в электронном формате можно скачать по ссылке ниже. Для любителей лицензионных книг есть ссылка на электронный вариант на сайте Литрес. Добро пожаловать в произведения Василия Гроссмана, они вам точно понравятся.


Биография Василия Гроссмана

Василий Семёнович Гроссман

Василий Семёнович Гроссман (настоящее имя – Иосиф Соломонович Гроссман) родился 12 декабря 1905 года в городке Бердичеве Житомирской области в обеспеченной еврейской семье. Отец Иосифа был инженером и химиком по специальности, сыном килийского купца второй гильдии, занимавшегося на юге Бессарабии хлеботорговлей. Мать - выходец из состоятельного семейства, перебравшегося из Немирова Подольской губернии в Кишинёв, получила в свое время образование во Франции. В шестилетнем возрасте  Василий вместе с матерью поехал в Швейцарию, где с марта 1912 года учился в начальной школе в Женеве. Накануне Первой Мировой войны в мае 1914 года они вернулись в Киев, где мальчик поступил в приготовительный класс Киевского реального училища 1-го общества преподавателей. В годы Гражданской войны Василий вернулся в Бердичев, в 1921 году окончил там школу и поступил в Киевский высший институт народного образования откуда, однако, перевелся на химическое отделение физико-математического факультета 1-го Московского государственного университета. В январе 1928 года Василий Семёнович женился на Анне Мацук, а в 1929 году закончил университет, после чего начал работать, сначала инженером-химиком в Макеевском научно-исследовательском институте по безопасности горных работ, где заведовал химической лабораторией на угольной шахте в Донбассе, затем старшим научным сотрудником химической лаборатории в Донецком областном институте патологии и гигиены труда и ассистентом кафедры общей химии в Сталинском медицинском институте. В 1933 году Гроссман переехал с женой в Москву, где стал работать старшим химиком, а затем заведующим лабораторией и помощником главного инженера на карандашной фабрике.

Литературная деятельность Гроссмана началась в конце 20-ых годов с коротких рассказов, которые начали печатать в "Правде". В середине 30-ых годов из под пера Василия Гроссмана вышли рассказы "Глюкауф" и "В городе Бердичеве", ставшие первыми художественными произведениями молодого писателя. Успех этих произведений укрепил Гроссмана в мысли, стать профессиональным писателем и в 1935 - 1937 гг. последовательно выходят несколько сборников его рассказов, а в 1940 году выпускаются в тираж две части эпической трилогии "Степан Кольчугин" о революционном движении в России от 1905 года до Первой мировой войны. Эта книга была даже экранизирована в 1957 году.

Летом 1941 года Василия Гроссмана мобилизовали в Красную армию с присвоением звания интенданта 2-го ранга. С августа 1941-го по август 1945 года он служил специальным военным корреспондентом газеты "Красная звезда" на Центральном, Брянском, Юго-Западном, Сталинградском, Воронежском, 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах, одновременно продолжая писать. В 1942 году увидела свет его повесть "Народ бессмертен", ставшая первым крупным произведением писателя о Великой Отечественной войне. Во время Сталинградской битвы Василий Семёнович Гроссман находился в городе с первого до последнего дня уличных боёв, став свидетелем беспрецедентного подвига советских солдат и офицеров. Увиденное и пережитое им в Сталинграде легло в основу книги "Годы войны", вышедшей в 1945 году. В 1944 году Гроссман был в числе корреспондентов, первыми ступивших в освобождённые советскими войсками концлагеря Майданек и Треблинка. В конце 1944 года Гроссман опубликовал статью "Треблинский ад", которая фактически открыла тему Холокоста в СССР. После войны Гроссман и Илья Эренбург составили "Чёрную книгу" — сборник свидетельств и документов о Холокосте.

После войны Василий Гроссман работал в основном над дилогией "За правое дело" и "Жизнь и судьба", которые стали его лучшими произведениями и главной целью жизни. Однако обе книги, носившие явный антисталинский характер, так и не были опубликованы при жизни автора. Они были признаны антисоветскими и, что называется, "арестованы" КГБ. Также у Гроссмана была конфискована рукопись повести "Всё течёт", посвященная теме возвращения человека из сталинских лагерей. Над этой книгой  Гроссман работал с 1955 года. Все эти конфискованные книги были опубликованы только в конце 80-ых годов. После ареста "антисоветских" рукописей Гроссман фактически потерял возможность публиковаться, что, по свидетельствам близких ему людей, сильно ударило по его здоровью и значительно ускорило приближение смерти. Умер Василий Гроссман от рака почки после неудачной операции 14 сентября 1964 года. Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.


Дополнительно по теме:

Скачать книгу Василия Гроссмана "Жизнь и судьба" в формате FB2 по прямой ссылке

Название: Жизнь и судьба
Автор: Василий Гроссман

Аннотация:

Роман "Жизнь и судьба" стал самой значительной книгой Василия Гроссмана. Он был написан в 1960 году, отвергнут советской печатью и изъят органами КГБ. Чудом сохраненный экземпляр был впервые опубликован в Швейцарии в 1980, а затем и в России в 1988 году. Стержнем романа Василия Гроссмана – одной из величайших книг XX столетия, так и не увидевшей свет при жизни автора и даже в перестроечные годы изданной с определенными купюрами, – стала Сталинградская битва. Самый антивоенный роман о войне, сравнимый по размаху с толстовской эпопеей, рассказывает о природе страха, веры и ненависти, порожденных тоталитарными режимами. Ужасы Холокоста и морального падения человека, предающего и клевещущего ради своего спасения, и, одновременно, любовь и рождение новой жизни, милосердие и прощение – это жизнь, данная человеку, и судьба, которую он выбирает. С большой художественной силой раскрывает Василий Гроссман историческую трагедию русского народа, который, одержав победу над жестоким и сильным врагом, раздираем внутренними противоречиями тоталитарного, лживого и несправедливого строя.

Скачать книгу Василия Гроссмана "Жизнь и судьба" в формате FB2 по прямой ссылке

Приобрести книгу на сайте Литрес можно по ссылке:

Добавить комментарий
1. В комментариях запрещаются все виды рекламы, публикация рекламных ссылок на сторонние сайты и Интернет-ресурсы;
2. Запрещается использование нецензурных слов и матерных выражений;
3. Всякий флуд также запрещается;
4. Сообщение будет опубликовано после проверки администратором (спамеры очень достали).