Germany | Finland | Saint Petersburg | Italy
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Впечатления о поездке в форт "Красная Горка". Часть 2.

В первой части статьи "Впечатления о поездке в форт Красная Горка" я немного рассказал об истории форта "Красная горка" и о том, как добрать до данного музея расположенного в Ленинградской области из Питера, ну и о музейной экспозиции, расположенной в помещении убежища для пехоты №6 сухопутной обороны форта. Во второй части расскажу немного об экспозиции под открытым небом и о некоторых объектах форта, которые тоже очень рекомендуется посетить и которые доступны для посещения, причем абсолютно бесплатно.

В подвальные помещения батарей, так называемые казематы можно попасть исключительно в сопровождении сотрудников народного музея, так как они закрыты на замки, защищающие от любителей металлолома

В подвальные помещения батарей, так называемые казематы можно попасть исключительно в сопровождении сотрудников народного музея, так как они закрыты на замки, защищающие от любителей металлолома

После музея стоит отправится на осмотр батарей. Батареи форта - отдельная история. Все они имеют обширную закрытую бетоном часть, в которой хранились боеприпасы для орудий, укрывался личный состав, в которых были размещены  вентиляционная, дизельная электростанция и прочие вспомогательные и обеспечивающие подачу снарядов помещения. Мы к сожалению были в музее зимой, поэтому очень многое было укрыто под снегом, тем не менее все равно было хорошо видно, насколько грандиозная работа была проделана при сооружении форта. Очень рекомендую посетить батареи с экскурсоводом - при изъявлении такого желания, музейные работники охотно идут на встречу. Потому что подвальные помещения батарей, так называемые казематы, закрыты на замок и попасть в них можно только в сопровождении работника музея. А посмотреть в казематах есть на что.

Во внутренних помещениях батарей тоже очень интересно и есть что посмотреть. Сеть туннелей, соединяющая разные орудия и батареи, очень разветвленная, с непривычки можно и заблудится.

Во внутренних помещениях батарей тоже очень интересно и есть что посмотреть. Сеть туннелей, соединяющая разные орудия и батареи, очень разветвленная, с непривычки можно и заблудится.

Там же экскурсовод расскажет про сильный взрыв 19 августа 1918 года. В начале 1918 года в преддверии германского наступления на Петроград форт "Красная Горка" был заминирован и в таком состоянии находился длительное время. 19 августа случилась сильная гроза и по официальной версии из за удара молнии произошла детонация одного из зарядов, в результате пороховые погреба трех орудий Канэ и четырёх 254-мм орудий взлетели на воздух, артиллерийская прислуга погибла, орудия были сильно повреждены, а одно 254-мм орудие уничтожено. По другой версии никто не погиб, так как в это время рядом с орудиями никого не было. И есть еще неофициальная версия о явной диверсии противника, так как взорвались только несколько пороховых погребов, остальная же часть батарей осталась в сохранности. Тем не менее следы от взрыва видны до сих пор и сами по себе являются памятником той далекой трагедии. В результате взрыва было кстати погребено множество боеприпасов и также много боеприпасов в результате взрыва были разнесены по всей округе. Некоторые из не разорвавшихся снарядов находят до сих пор.

Результат сильного взрыва, произошедшего в форте 19 августа 1918 года, в результате которого несколько орудий было уничтожено. Говорят, что остатки снарядов находят до сих пор.

Результат сильного взрыва, произошедшего в форте 19 августа 1918 года, в результате которого несколько орудий было уничтожено. Говорят, что остатки снарядов находят до сих пор.

Там же, на открытой экспозиции можно увидеть и установленную уже после Великой Отечественной войны корабельную артиллерийскую установку Б-13.

Корабельная артиллерийская установка Б-13, установленная после Великой Отечественной войны, в результате проведенной модернизации орудий действующей воинской части форта

Корабельная артиллерийская установка Б-13, установленная после Великой Отечественной войны, в результате проведенной модернизации орудий действующей воинской части форта

Есть на открытой площадке и образец пусковой установки берегового ракетного комплекса "Сопка" о которой я писал ранее. Без растащенной на цветмет крылатой ракеты конечно же.

Есть на открытой площадке и образец пусковой установки берегового ракетного комплекса "Сопка". Саму крылатую ракету КС-1 Комета украли еще в 90-ых годах прошлого века на цветмет.

Есть на открытой площадке и образец пусковой установки берегового ракетного комплекса "Сопка". Саму крылатую ракету КС-1 Комета украли еще в 90-ых годах прошлого века на цветмет.

Ну и в качестве вишенки на торте - находящиеся рядом с "Сопкой" артиллерийские транспортеры ТМ-3-12 и ТМ-1-180 - уникальные орудия на железнодорожной платформе прекрасно сохранившиеся и прекрасно восстановленные энтузиастами. Я даже не знаю, остались ли их аналоги еще где-нибудь в нашей стране.

Артиллерийский транспортёр ТМ-3-12, орудие для него было взято с линкора "Император Александр III". Калибр орудия - 304,8 мм, длина ствола - 15,85 м, а дальность стрельбы, в зависимости от типа снаряда и массы заряда, достигала 33 километров.

Артиллерийский транспортёр ТМ-3-12, орудие для него было взято с линкора "Император Александр III". Калибр орудия - 304,8 мм, длина ствола - 15,85 м, а дальность стрельбы, в зависимости от типа снаряда и массы заряда, достигала 33 километров.

Самый мощный из них - транспортёр ТМ-3-12, который был изготовлен на заводе в Николаеве, а орудие для него было взято с линкора "Император Александр III", то есть пушка сделана еще в царские времена. Калибр орудия - 304,8 мм, длина ствола - 15,85 м, а дальность стрельбы, в зависимости от типа снаряда и массы заряда, достигала 33 километров. Данное орудие обслуживало 50 человек, а скорострельность составляла до двух выстрелов в минуту. Стрельба велась прямо с железнодорожного пути, но так как орудие из за гигантских размеров неподвижное, наведение обеспечивалось исключительно за счет перемещения по железнодорожным путям, что конечно же ограничивало возможности прицельной  стрельбы.

Артиллерийский транспортер ТМ-1-180 с орудием Б-1-П завода "Большевик", разработанного для советских крейсеров типа "Киров". Калибр орудия - 180 мм, дальность стрельбы в зависимости от типа снаряда и массы заряда достигала от 23 до 44 километров.

Артиллерийский транспортер ТМ-1-180 с орудием Б-1-П завода "Большевик", разработанного для советских крейсеров типа "Киров". Калибр орудия - 180 мм, дальность стрельбы в зависимости от типа снаряда и массы заряда достигала от 23 до 44 километров.

Там же, рядом на стенде представлен для обзора и "младший брат" транспортёра ТМ-3-12 - тоже артиллерийский транспортер ТМ-1-180. Это уже более современное изделие - 1938 года выпуска, а сам транспортер был изготовлен в 1934-1935 гг. на Ленинградском Металлическом заводе. В основе транспортера ТМ-1-180 - более современное орудие Б-1-П завода "Большевик", разработанное уже для советских крейсеров типа "Киров". В отличие от ТМ-3-12, пушка на транспортере ТМ-1-180 установлена на вращающейся платформе и имеет возможность как горизонтального, так и небольшого вертикального наведения. Калибр орудия транспортера ТМ-1-180 - 180 мм, дальность стрельбы в зависимости от типа снаряда и массы заряда достигала от 23 до 44 км. Скорострельность орудия была уже 3-5 выстрелов в минуту, а обслуживало орудие до 40 человек личного состава.

Взобравшись на транспортёр ТМ-3-12 можно лично убедиться, насколько огромными были снаряды, заряжаемые в орудие транспортера, а на системе подачи снарядов даже сохранился образец подаваемого к орудию снаряда

Взобравшись на транспортёр ТМ-3-12 можно лично убедиться, насколько огромными были снаряды, заряжаемые в орудие транспортера, а на системе подачи снарядов даже сохранился образец подаваемого к орудию снаряда

Уникальность данного музея заключается в том, что практически везде можно полазить, это не запрещено и любые ручки можно покрутить, если конечно сможете это сделать. Повторюсь, оба транспортера в отличном состоянии, сохранились и системы подачи снарядов, на которых есть даже образцы снарядов, правда приваренные к податчику, но это и правильно, ибо в ином случае эти снаряды уже давно стащили бы в пункт приема металлолома.

Это наверное один из немногих музеев в нашей стране, где на все выставленные образцы транспортеров можно забраться, внимательно осмотреть и потрогать, а также покрутить любые имеющиеся ручки

Это наверное один из немногих музеев в нашей стране, где на все выставленные образцы транспортеров можно забраться, внимательно осмотреть и потрогать, а также покрутить любые имеющиеся ручки

А вообще проблема с разворовыванием металла на территории музейного комплекса "Красная Горка" судя по везде развешанным плакатам стоит очень остро.

А вообще проблема с разворовыванием металла на территории музейного комплекса "Красная Горка" судя по везде развешанным плакатам стоит очень остро

А вообще проблема с разворовыванием металла на территории музейного комплекса "Красная Горка" судя по везде развешанным плакатам стоит очень остро

Там же, рядом с выставленными транспортерами, очень рекомендую прогуляться в сторону Финского залива - именно в этом месте берег, выходящий к заливу, имеет очень крутой обрыв, с которого открываются потрясающие виды на Финский залив и стоящие в ожидании прохода в Санкт-Петербург различные суда.

Очень рекомендую недалеко от транспортеров выйти на берег Финского залива. Открывающиеся виды бесподобны даже зимой, предполагаю что летом там еще красивее.

Очень рекомендую недалеко от транспортеров выйти на берег Финского залива. Открывающиеся виды бесподобны даже зимой, предполагаю что летом там еще красивее.

Помимо основных экспозиций во внутреннем помещении и на батареях в музейном комплексе доступны и открыты для посещения еще несколько интересных объектов, которые при наличии времени я также советую посетить. Это павильон дальномера, расположенный недалеко от мемориала, дойти до него можно например после осмотра транспортеров, прямо от них туда ведет небольшая дорожка, на предложенной схеме она видна. И минно-прожекторная станция, в которую, что бы попасть, придется вернуться к зданию музея и железнодорожным воротам, либо дойти до нее можно по берегу Финского залива, если двигаться на запад. В павильон дальномера мы к сожалению из за отсутствия времени не попали, хотя судя по отзывам других людей объект этот очень любопытный. А вот до минно-прожекторной станции (МПС) мы дошли и нисколько об этом не пожалели.

Один из входов в минно-прожекторную станцию (МПС) - тот, что ближайший, но менее удобный для входа из за низких потолков и узкого прохода

Один из входов в минно-прожекторную станцию (МПС) - тот, что ближайший, но менее удобный для входа из за низких потолков и узкого прохода

Шли мы туда по дороге через железнодорожные ворота, мимо караульных вышек расположенной рядом с музеем войсковой части. Дело было зимой, дорожки были засыпаны снегом, поэтому шли по чьим то ранее проложенным следам, не уверен, что это была тропинка. Спускаться с высокого обрыва уж точно было не удобно - фактически съезжали на заднице. Но зато конечная цель нашего путешествия не подвела и нужные впечатления были получены. МПС имеет 2 входа/выхода, один менее удобный - чтобы попасть внутрь придется наклониться и пройти часть пути по коридору с очень низким потолком. Второй вход уже нормальный, но чтобы в него попасть придется обойти все здание.

Внутри минно-прожекторной станции чисто и прибрано, но освещение отсутствует, поэтому фонарик для посещения необходим, тем более что в полу есть технические ямы и провалы в кабельные колодцы, поэтому под ноги необходимо смотреть

Внутри минно-прожекторной станции чисто и прибрано, но освещение отсутствует, поэтому фонарик для посещения необходим, тем более что в полу есть технические ямы и провалы в кабельные колодцы, поэтому под ноги необходимо смотреть

В МПС сохранились и доступны для посещения все помещения, однако освещение отсутствует, поэтому фонарик может быть крайне необходим, впрочем сейчас смартфоны со встроенным светодиодом прекрасно заменяют любые фонарики. Во многих помещениях остались какие то части изделий и детали, по которым можно понять для чего то или иное помещение служило. Так было хорошо понятно, что одно помещение было отведено под дизельный электрогенератор с резервуарами для хранения топлива - прожекторы в форте были очень мощные и требовали своего отдельного бесперебойного электропитания. Второе помещение было явно вентиляционной - МПС довольно заглубленное в землю сооружение со всех сторон закрытое бетоном, поэтому требовало хорошей вентиляции. Также сохранился туалет и по всей видимости душевая кабина. Пол посыпан песочком, мусора не видно, запахов остатков человеческой жизнедеятельности нет.

Во многих помещениях остались какие то части изделий, по которым можно понять для чего то или иное помещение служило

Во многих помещениях остались какие то части изделий, по которым можно понять для чего то или иное помещение служило

Что приятно поразило в музее - не только любопытная экспозиция, но и чистота в казематах и в МПС, поддерживаемые энтузиастами народного музея. Что поразило неприятно, в очередной раз - отказ государства участвовать в подобного рода проектах, нежелание финансировать музей и вообще какая то безответственность со стороны чиновников по отношению к подобного рода объектам, в которые когда то было вложено огромное количество государственных средств и человеческого труда. В любой западной стране из форта "Красная горка" давно бы сделали конфетку, а не музей, вычистили, отреставрировали, наполнили новыми экспонатами, провели электричество (позор, но в музее "Красной горки" даже света нет, электропитание осуществляется от дизельного генератора) и создали инфраструктуру, магазины с сувенирами, лавки с сопутствующими товарами и ходили бы туда толпы людей на экскурсии. И было бы хорошо и музею и близлежащим населенным пунктам, так как местные жители имели бы много рабочих мест. И хотя мы были в праздничные дни во время новогодних каникул, когда музеи Питера были закрыты, посетителей в форте было очень много. И это при том, что место совсем с туристической точки зрения не раскрученное. Этот народный музей даже своего сайта нормального не имеет, а тот сайт, что сейчас есть и считается вроде как официальным, пока пустой и вся информация, что там есть, только о том, как в форт "Красная Горка" доехать. А ведь таких мест в нашей стране очень много. Вот жаль, что развитие туристического комплекса в нашей стране так и не стало национальным проектом, видимо нефть и газ продавать заграницу проще и выгоднее, чем восстанавливать и развивать музеи на основе имеющихся очень интересных исторических объектов. А жаль. Через несколько десятков лет восстанавливать скорее всего будет уже нечего.

P.S. Ссылка на основной сайт этого проекта - http://krasnaya-gorka.org. И есть еще группа в VK - https://vk.com/fort_f

Похожие статьи:

Впечатления о поездке в форт "Красная Горка". Часть 1.

Добавить комментарий
1. В комментариях запрещаются все виды рекламы, публикация рекламных ссылок на сторонние сайты и Интернет-ресурсы;
2. Запрещается использование нецензурных слов и матерных выражений;
3. Всякий флуд также запрещается;
4. Сообщение будет опубликовано после проверки администратором (спамеры очень достали).