Блог
- Информация о материале
- Автор: Денис Стрельцов
-
Категория: Блог
-
Создано: 22 января 2023
-
Просмотров: 529
Отдыхая в прошлом году осенью в подмосковном пансионате Пестово нам удалось побывать на экскурсиях на нескольких предприятиях или фабриках (уж не знаю, как правильнее их назвать), связанных с народными промыслами. Это Жостовская фабрика, специализирующаяся на изготовлении металлических подносов в деревне Жостово и Федоскинская фабрика лаковой миниатюры в селе Федоскино. Обе деревни расположены в городском округе Мытищи, относительно недалеко друг от друга, однако экскурсии были в разные дни, на каждую из фабрик по отдельности. Экскурсии были довольно интересные и познавательные, однако навеяли и много не очень хороших мыслей о судьбе народным промыслов в нашей стране. Вот поделится своими впечатлениями от посещения фабрик, а равно, как и некоторыми мыслями о народных промыслах в целом, я и хотел бы в данной статье.
История Федоскинской фабрики уходит своими корнями в конец XVIII века. В 1795 году в селе Данилково, которое ныне входит в село Федоскино, была основана первая в России вольная табакерочная фабрика купца первой гильдии П. И. Коробова, которая занималась изготовлением популярных в те времена табакерок по немецким технологиям из папье-маше. Со вступлением в дело зятя Коробова — Петра Лукутина (1784—1864 гг.) — фабрика стала быстро развиваться и уже в первой четверти XIX века на ней работало более сорока человек вольнонаёмных рабочих, производивших свыше тринадцати тысяч изделий в год. Табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали наряду с наклеенными гравюрами украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере. На протяжении всего XIX века фабрика продолжала развиваться и выпускать продукцию, которая пользовалась спросом не только в России, но и за рубежом. Больше всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин российских и западноевропейских художников. Создавались миниатюры и на всевозможные крестьянские мотивы: хороводы, пляски, работы на полях, бытовые сцены и т. д. В 1904 году, спустя два года после смерти Н. А. Лукутина, фабрика закрылась, а в 1910 году на её месте появилась Федоскинская трудовая артель бывших мастеров фабрики Лукутиных, продолжившая традиции фабрики времен Лукутиных. В первые послереволюционные годы артель пережила большие сложности из-за сильного падением спроса на свою продукцию, а также негативного отношения советских властей к частным мастерским, однако уже начиная с 1923 года производство снова стало расширяться, а продукция Федоскинской фабрики опять пошла за границу. В 1990-ых годах производство шкатулок снова упало из за снижения спроса, с тех пор количество художников уменьшилось, а фабрика переживает не лучшие свои времена, выживая в основном за счет государственных грантов и заграничных продаж, но об этом подробнее поговорим далее.
В наше время Федоскинская фабрика лаковой миниатюры подобно Жостовской фабрике располагается в отдельном здании, имеет свою территорию. Также, подобно жостовской фабрике, здесь организуются экскурсии по предприятию, что является, как я понимаю, одной из существенных статей доходов предприятия. Но в отличие от Жостово здесь экскурсии проводятся полноценные - по всей фабрике и по всех производственным цехам, из-за чего экскурсия в Федоскино мне лично понравилась гораздо больше, чем в Жостово.
Здесь нам удалось побывать в помещении, где формируются сами шкатулки из папье-маше и где материалу придают конкретные формы. До Федоскино я считал, что папье-маше вообще не серьезный материал. Ну что серьезное и на века можно сделать из простого картона? Но показанные применяемые технологии, когда склеенные обычным клейстером слои картона сдавливаются прессом, сушатся несколько дней, а потом пропитываются льняным маслом и снова сушатся несколько дней, а затем еще шпатлюются и грунтуются и после каждого этапа снова сушатся, показали свою высокую эффективность. Получающиеся в результате такого производственного процесса шкатулки не уступают по прочности дереву. А в музее фабрики есть экспонаты XIX века, по которым видно, что со временем к сожалению отходит или трескается лак от рисунков, не выдерживающий времени, но сами шкатулки из папье-маше остаются в прежнем состоянии и ничего с ними со временем не происходит. Так что, в изделиях Федоскинской фабрики слабым местом является именно лак и краски, а не сами шкатулки.
Посмотрели мы и на прессы, в которых формируются будущие шкатулки и на чан с льняным маслом для пропитки.
Посмотрели и на сушильные камеры для шкатулок. Печально, что оборудование на фабрике довольно старое, модернизация сюда так и просится, хотя есть ли смысл менять старое доброе простое, но рабочее еще советское оборудование на что то новое компьютеризированное и роботизированное, если и старое оборудование прекрасно выполняет свои функции? Вот это большой вопрос. Другое дело, что если старое оборудование выйдет из строя, где взять аналогичное новое? С этим могут быть проблемы, особенно в нынешние времена. Но, опять же, с другой стороны, в старом оборудовании нет ничего такого сложного, чего нельзя было бы воспроизвести и воссоздать.
Удалось понаблюдать и за работой художников. Причем не в исполнении специально приглашенного для экскурсии сотрудника, как было в Жостово, а самого настоящего, непосредственно за работой своего изделия, создающего очередной шедевр или по чьему то индивидуальному заказу или для последующей продажи в магазине. А то, что каждая шкатулка является самым настоящим произведением искусства - в этом можете не сомневаться, достаточно посмотреть на результат работы художников в магазине. От большинства шкатулок глаз просто не оторвать. А тематика рисунков настолько разнообразная, что удовлетворит вкус даже самого капризного туриста.
Большинство художников, работающих на фабрике, как я понял, являются "свободными" художниками, не обремененными жесткими контрактами с фабрикой, то есть работающие как на фабрике, так и вне её. С фабрикой заключаются краткосрочные контракты, по которым фабрика обеспечивает художников заказами на определенные сюжеты, но также художники могут работать и на себя, например дома, в личной мастерской, имея свою собственную клиентуру и свои собственные заказы. В общем то все довольно таки демократично.
Есть в Федоскино на фабрике и свой музей, имеющий очень большую коллекцию изделий, выполненных в разные годы существования фабрики, начиная с XIX века и кончая нынешними временами. По аналогии с Жостово, в этом музее можно проследить и как развивалась миниатюра в России на протяжении двух веков.
Целый выставочный шкаф посвящен и советской эпохе, когда художественный стиль изменялся очень сильно - на смену изображений на тему природы Подмосковья, русских песен, сказок, героического эпоса России и копий картин известных западноевропейских художников, пришла советская символика и изображения Кремля, советских вождей, маршалов Победы, военная тематика.
Но в конечном счете все равно все вернулось на место - классика все таки победила идеологию.
В этом же музее, как я понимаю проводятся и занятия для учащихся художественных школ. Видимо проходят какие то практики, что не удивительно, учитывая опыт работающих в Федоскино художников.
Вообще эта экскурсия мне очень понравилась. Я не фанат каких то таких народных промыслов, но красоту видно издалека, а классика, она и в Африке, что называется, классика. Поэтому, если шкатулки и панно оформлены должным образом, они не могут не вызывать восхищение. Возможно еще повезло с экскурсоводом, экскурсию проводил один из сотрудников предприятия, который к тому же еще и ведет занятия для студентов художественных школ. Поэтому экскурсия пролетела очень быстро, мне даже показалось что немного коротко, на дорогу в Федоскино потратили времени больше. Плохо, что предприятие выглядит бедненько, ремонт и модернизация предприятия очень просятся. Но хорошо то, что подвижки в развитии фабрики все таки есть, как и государственная поддержка. Так что хочется пожелать Федоскинской фабрике продолжать развивать народные традиции. Ну и процветания предприятию конечно, туристический потенциал там очень большой.
2. Запрещается использование нецензурных слов и матерных выражений;
3. Всякий флуд также запрещается;
4. Сообщение будет опубликовано после проверки администратором (спамеры очень достали).