Блог
- Информация о материале
- Автор: Стрельцов
-
Категория: Блог
-
Создано: 20 ноября 2021
-
Просмотров: 7856
441 год назад 1 января 1573 года при штурме замка Вейсенштейн в Ливонии погиб Малюта Скуратов - одна из самых загадочных и одиозных фигур из окружения царя и Великого князя Ивана IV Грозного. Человек с неизвестной датой рождения, неизвестно откуда взявшийся и очень высоко поднявшийся по служебной лестнице, человек, вошедший в российскую историю (да, пожалуй и в мировую тоже) как палач, душегуб и главный опричник. Но так ли все однозначно, как это принято считать и как нам это преподносят многие историки? Попытаемся выяснить who is mr. Skuratov.
Если кратко, то биография Малюты Скуратова следующая: как уже говорилось ранее, дата рождения Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского (это настоящее имя Малюты Скуратова, тогда как Малюта - это мирское имя, означающее «маленький», «низкорослый»), неизвестна, так же как неизвестно и откуда он вышел. Некоторые историки считают, что Григорий Бельский был мелкопоместным дворянином, служившим в крепости Белой под Смоленском, другие, что Скуратовы происходят из Переславля-Залесского, третьи вообще считают, что он из звенигородских землевладельцев, четвертые же (знаменитый историк В.О.Ключевский), что Григорий Яковлевич (почему то именно Яковлевич, а не Лукьянович!) происходит из знатного рода московских бояр Плещеевых. Неизвестно и как Малюта Скуратов оказался в Москве. Вообще имя Малюты Скуратова всплывает только в 1567 году, как одного из участников похода на Ливонию «головы» (сотника) в одном из опричных полков. Должность маленькая, тем не менее в летопись он попал. Следующее упоминание о Скуратове датируется уже 1569 годом, когда Скуратов возглавил одно из самых странных и уродливых учреждений Ивана Грозного - опричное сыскное ведомство, ставшего прародителем всех будущих "тайных полиций" и спецслужб. Свою государеву службу Скуратов начинал с самого низшего поста - был параклисиархом, то есть пономарем. Но в течении года сделал головокружительную карьеру возглавив ведомство. Что этому способствовало - доподлинно неизвестно, логично предположить, что чрезвычайная преданность государю и усердие в порученном деле.
Здесь хотелось бы сделать маленькую ремарку об истории российских спецслужб. Историки спецслужб первым прообразом этих ведомств считают структуру, возглавляемую дьяком Курициным и созданную еще во времена Ивана III - деда Ивана Грозного. Задачи правда там были немного другие, упор делался главным образом на внешние дела (разведка, шпионаж и пр.), но и по внутренним делам "первая спецслужба" тоже эффективно работала. Однако следующий Великий князь Василий III - отец Ивана Грозного, преимущества спецслужб не оценил и неплохая в целом идея была мягко говоря, "похерена". Поэтому, главным прообразом для всех последующих российских спецслужб, начиная с «Приказа тайных дел» Алексея Михайловича и кончая КГБ-ФСБ, считается все таки созданное Иваном IV Грозным опричное сыскное ведомство.
Опричнина - очень странное учреждение для своего времени, не имеющее аналогов. Так историк Дмитрий Володихин в своей книге "Малюта Скуратов" считает что это результат неудавшейся военно-административной реформы, в результате которой царь сделал попытку сформировать этакий противовес существовавшей элите. Толчком для создания опричнины послужили с одной стороны неудачи на ТВД (театре военных действий) в Ливонии, а с другой стороны недоверие к представителям тогдашней элиты, занимавшей в том числе самые видные должности в армии и связанное, в частности, с бегством в Литву лучшего когда то друга царя Андрея Курбского. Для так называемого "среднего класса" и низшего служилого дворянства, опричнина стала хорошей возможностью выбиться, что называется "в люди", и получить вполне ощутимый социальный статус. На этой то волне и "выплыл" Малюта Скуратов. Не Скуратов стоял у истоков возникновения опричнины в 1565 году, но он её возглавил в 1569 году. Считается, что столь стремительный карьерный рост Малюты связан с арестом "неугодного" царю двоюродного брата князя Владимира Андреевича Старицкого, считавшегося и главным претендентом на царский престол, в случае како-либо непредвиденной смерти Ивана IV. В обязанности Скуратова входил контроль за политически неблагонадежными людьми и, как бы сейчас сказали, сбор информации от населения и внутренняя контразведка. Методы работы типичны для того времени - работа с доносчиками ("изветчиками") и пытки, как принудительное средство получения информации от не желающих её выдавать.
Именно служба Малюты Скуратова в опричнине и стала, что называется "притчей во языцах", "прославившей" Григория Бельского на века, в качестве главного злодея времен Ивана Грозного. Как это всегда и бывает, когда с одной стороны мало официальной информации, а с другой стороны много неофициальной, так сказать, тогда и появляются мифы и легенды, а имеющиеся факты обрастают небывалыми подробностями, часто принимаемыми за правду теми, кто хочет услышать именно эту версию. Сложно составить подробный психологический портрет Малюты Скуратова и сложить его из мозаики дошедших до наших дней фактов. Поэтому и рождаются современные мифы от довольно положительных, до крайне отрицательных. Да-да, есть и много положительных мифов, родившихся в советские времена. История их возникновения известна - Иосифу Виссарионовичу Сталину очень импонировали личности и Ивана Грозного и Малюты Скуратова, аналогии с которыми он видел в себе, да они и в действительности видны не вооруженным глазом. Сталин как и Иван Грозный вступил в противостояние с тогдашними элитами и боролся с ними довольно сходными методами. Аналогии опричнины с НКВД, Сталина с Иваном Грозным, а Берии с Малютой Скуратовым так и просится на страницы какого нибудь исторического исследования. Именно при Сталине в 1944 году снимается кинофильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» с Михаилом Жаровым в роли Малюты Скуратова, в котором Скуратов выступает очень сильным политическим деятелем и истинным патриотом страны. Именно при Сталине Скуратов появляется в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный». И тоже в положительном образе. И советские историки этот образ создавать помогали. Да и в наши времена имя Малюты Скуратова до сих пор «на щите» у черносотенцев. А в России существуют различные «опричные братства» и «новые опричники» совершающие периодически паломничества в Александровскую слободу, в которой есть действующий музей пыток, а одним из главных экспонатов является восковая персона Малюты Скуратова.
История возникновения отрицательных мифов тоже известна. Это и «Синодик опальных», и «Записки» Генриха Штадена (немецкого наемника, много лет прослужившего в опричных рядах), и "Послание" Таубе и Крузе, и письма Андрея Курбского, и всевозможные летописи любителей таковые вести (этаких блогеров того времени), в основном из бывших и действующих вельмож или церковных служащих, и исторические труды более поздних исследователей старины - Костомарова, Карамзина, Карташева. Но даже и эти источники вызывают множество вопросов в их исторической достоверности. Так, к примеру , в конце 1569 - начале 1570 гг. в Великий Новгород была предпринята карательная экспедиция с целью "искоренения измены" (предполагалось, что новгородцы хотели заключить тайный сговор с королем Сигизмундом II Августом, с целью перехода под протекторат Литвы). 2 января 1570 года опричная армия окружила Новгород. Суд вершил Малюта Скуратов. В «Синодике опальных»: «По Малютиной скаске в ноугороцкой посылке отделал (убил) тысящу четыреста девяносто человек ручным усечением, и с пищали отделано пятнадцать человек, им же имена сам Ты Господи веси». Цифра убиенных может быть и реальная, но вот непонятно как один человек собственноручно с помощью сабли и топора может убить полторы тысячи человек?
Про достоверность «Записок» Генриха Штадена не говорил только ленивый. По РТР даже документальный фильм выпустили об информационной войне развязанной против России со стороны Запада, которая в целом и началась в те времена, и не без Генриха Штадена конечно. Чего стоит только озвученная в «Записках» цифра убитых новгородцев во время этой самой карательной экспедиции - сотни тысяч, в то время как население всего Великого Новгорода не превышало нескольких десятков. Да и лифляндские дворяне, служившие в Посольском приказе Иоганн Таубе и Элерт Крузе, лица крайне заинтересованные и честно отрабатывавшие хлеб своего нового господина Короля Польского. Самым главным преступлением Малюты Скуратова считается убийство митрополита Филиппа Колычева - бывшего сначала другом, а затем ставшего главным оппозиционером Ивана Грозного. История эта известна из «Жития святителя Филиппа», согласно которому царь отправил Скуратова к Филиппу за благословением на поход в Великий Новгород, а когда тот в этом благословении отказал, Малюта Скуратов задушил митрополита подушкой. «Житие» это появилось спустя много лет после описанных событий. Еще Карамзин заметил, что оно вызывает большие сомнения – хотя бы тем, что подробно передает разговор Малюты и Филиппа. Свидетелей то не было. Зато существует историческая версия, согласно которой Филипп стал жертвой внутрицерковных интриг. Да, опальный митрополит погиб после того, как место его заключения посетил Скуратов, но «после того» не всегда означает «вследствие того». В данном случае, Скуратов как убийца был выгоден Церкви, чтобы замести свои следы в этом деле и, что называется, "не выносить мусор из избы".
В известной «Песне о гневе Грозного на сына» Скуратову же приписывают и донос на царевича и будто бы именно Малюта взялся привести в исполнение вынесенный царем смертный приговор. Но и здесь много интересных нюансов. «Песня о гневе Грозного» появилась в XVII веке, при первых Романовых, которые и составляли окружение наследника. Именно в этом произведении большая часть так называемых "перегибов" во внутренней политике и репрессиях возлагалась на Скуратова и именно этот миф был выгоден Романовым, права которых на престол основывались только на том, что их родственница Анастасия Романовна была первой женой Ивана IV.
Так кто же он Малюта Скуратов, он же Григорий Бельский? Злодей или государственный деятель? А дело в том, что Скуратов, как впрочем и любой другой политический деятель (впрочем, как и любой человек вообще) не подпадает под градацию черного и белого, злодея и святого. Такая характеристика слишком узка, чтобы делать однозначные выводы и ставить штампы. Чтобы точно описать людей мало двух цветов, мало только градаций серого, нужна полная палитра красок, только тогда характеристика человека будет более объективна.
Злодейства Скуратова неоспоримы, слишком много разных источников указывает об этом факте, чтобы его игнорировать. Источники могут привирать в деталях, но свершившиеся факты всегда совпадают. Роль царского палача он исполнял чересчур добросовестно. Душегуб и кровопийца - самые мягкие эпитеты, которыми можно охарактеризовать Скуратова, который по натуре своей был видимо настоящим садистом. По крайней остались многочисленные свидетельства о том, какими методами работал Скуратов и сотоварищи - четвертовали, колесовали, сажали на кол, поджаривали на огромных сковородах, зашивали в медвежью шкуру (это называлось «обшить медведно») и травили собаками. От Малюты Скуратова остались народные выражения: «Которыми улицами ехал Малюта Скурлатович, теми улицами кура не пила...», или "Не так страшен царь, как его Малюта". Жестокость и кровожадность оправдать нельзя, здесь и споров быть не может. Но авторство приписываемых злодеяний под большим вопросом. Скуратов был всего лишь исполнителем воли своего государя. Ретивым исполнителем, может даже исполнителем с инициативой. Но без приказов Ивана Горозного он бы никогда не рискнул поднять руку ни на митрополита Филиппа, ни на Ивана Челяднина-Федорова, ни на двоюродного брата Великого князя - Владимира Андреевича Старицкого, ни на других вельмож. Однозначно это его не оправдывает, но кто может сказать, что Скуратов не думал искренне, что "искореняет измену" на Руси. Была ли измена? Это другой вопрос. Так же как и целесообразность используемых методов для достижения хорошей в общем то цели. Но необходимо понимать и тот факт, что тогда было такое время, когда жизнь человеческая ценилась не больше собачьей жизни. И не Западной Европе нам говорить о кровожадности Ивана Грозного. Там были факты и почище.
Можно ли считать Малюту Скуратова серьезным политическим деятелем и образцом для сотрудников современных спецслужб, главным образом контразведчиков и оперуполномоченных, служащих в интересах действующей власти и государства? Нет, серьезным политическим деятелем он определенно не был. Он не был хорошим военачальником, до наших дней не дошло сведений о больших полководческих способностях Скуратова, а важные переговоры с Крымом и Литвой в начале 1570-х годов Скуратов фактически завалил и Россия чуть было не утратила Астрахань. Малюта Скуратов преуспел только в одном деле - укрепление государственной власти и жесткое подавление политической оппозиции. Считается, что именно Скуратов заложил основы политического сыска в России. Как бы это не казалось цинично, но и такие люди нужны, а в определенные периоды истории просто необходимы. Не думаю, что Малюта Скуратов хороший пример для подражания, но исполнительность, беззаветное служение делу, неподкупность и бескорыстность - это те качества, которые можно отметить у Григория Лукъяновича. Скуратов не искал высоких чинов, его высшим карьерным достижением был скромный чин думного дворянина, а потому факту, что после смерти Малюты его вдова получила от Ивана Грозного пожизненную пенсию, можно судить и о том, что поместий у него тоже не было, или если и было, то очень небольшое. Известно также, что Григорий Лукъянович был очень набожным человеком, остается только догадываться как тяжело ему было отмаливаться за свои грехи, когда с одной стороны мучаешь и убиваешь людей, а с другой стороны понимаешь, что за это все когда-нибудь придется ответить на Страшном суде. Необходимо сказать и о том, что в 1572 году опричнина была все-таки распущена и ликвидацией её занимался никто иной, как Малюта Скуратов. Детище, породившее Скуратова, им и было ликвидировано. Царским указом было запрещено употреблять само слово «опричнина» – провинившихся били кнутом.
Закончить статью хотелось бы фактом, с которого эта статья и началась. Погиб Малюта Скуратов 1 января 1573 года при штурме замка Вейсенштейн в Ливонии. Скуратов, командовавший царской гвардией – государевым полком, лично повел стрельцов на штурм и погиб на крепостной стене. Воистину смерть не палача, но воина. Может Малюта Скуратов и не был полководцем, но погиб все таки в бою, а не на плахе, и не в результате заговоров. Что не может не вызывать уважения. Таков он был человек - неразгаданная загадка, еще одно "белое пятно" российской истории. Все характеристики Малюты Скуратова, которые вы найдете в дошедших до наших дней летописях, исторических трудах, художественных романах и кинофильмах - всего лишь версии их авторов. Как впрочем и данная статья.
Литература по теме:
Автор: Николай Эдуардович Гейнце
Название: Малюта Скуратов
Аннотация:
В данную книгу вошли сразу два романа Николая Гейнца - "Малюта Скуратов" и "Судные дни Великого Новгорода", в которых описываются исторические события начала 60-х годов XVI века, времен правления Ивана Грозного. Герои его произведений, события прошлого излагаются без отступления от фактов, глубокое проникновение в быт и обстановку помогает правдиво воспроизвести характеры людей того времени. Вместо послесловия об эпохе Ивана Грозного приводится статья известного историка Н.И.Костомарова.
Автор: Юрий Маркович Щеглов
Название: Малюта Скуратов: Вельможный кат
Аннотация:
На страницах романа «Малюта Скуратов: Вельможный кат» писатель-историк Юрий Щеглов воссоздает портрет знаменитого Малюты Скуратова — сподвижника Ивана Грозного, активного организатора опричного террора, оставшегося в памяти народа беспощадным и жестоким палачом. В романе очень реалистично описывается быт бояр и простых людей того времени, а сама книга как бы погружает вас в то сложное время - время непрекращающихся войн и становления жесткой централизованной власти, боярских смут и установления крепостного права.
Автор: Дмитрий Михайлович Володихин
Название: Малюта Скуратов
Аннотация:
Едва ли найдется в русской средневековой истории фигура более отталкивающая и, казалось бы, менее подходящая для книжной серии "Жизнь замечательных людей", нежели Малюта Скуратов, в документах именуемый Григорием Лукьяновичем Скуратовым-Бельским. Самый известный из опричников Ивана Грозного, он и прославился исключительно своим палачеством, да еще верностью своему государю, по единому слову которого готов был растерзать любого, на кого тот укажет. Тем не менее его биография неизменно притягивает к себе внимание - и не одних только любителей истории, но и любителей "жареного", падких до исторических сенсаций или ищущих в нашем прошлом подтверждений собственных домыслов о якобы извечной тяге русского народа к кнуту и дыбе. Так каким же был Малюта в действительности? Что достоверно известно о нем? И какие уроки можно извлечь, знакомясь с его биографией? Об этом рассказывает автор книги, историк Дмитрий Михайлович Володихин, скрупулезно изучивший все сохранившиеся свидетельства как о самом Скуратове-Бельском, так и о России того времени. Данная книга, на мой взгляд, является наиболее объективным источником сведений о Малюте Скуратове. Это скорее историческое исследование и сборник свидетельств очевидцев того времени, дошедших до нас.
Аудиокнига "Малюта Скуратов":
2. Запрещается использование нецензурных слов и матерных выражений;
3. Всякий флуд также запрещается;
4. Сообщение будет опубликовано после проверки администратором (спамеры очень достали).